Вера и верность!
Псевдоисторическая и фэнтезийная. Пока только структура в общих чертах. Вдруг захотелось, посреди ночи.

Церковная иерархия.

Ранги.


Вся церковная братия делится на пять рангов:
- люции, Светлые – присягнувшее священство, отринувшее мирские соблазны. Не могут заводить семью и детей, не могут заниматься иными делами, кроме церковных.
- пуреи, Чистые – мирское священство, не могут заводить семью и детей, но могут участвовать в делах прихожан. Обычно – приходские священники, миссионеры, врачи, учителя. Существуют монашеские обители пуреев, обычно имеющие весьма строгий устав.
- дигнии – Достойные, монахи, ведущие хозяйственную деятельность во благо церкви. Не могут заводить семью и детей, однако для них допускается множество послаблений. Берут на воспитание сирот (нередко также - собственных детей, рождённых на стороне).
- сертории – Верные, костяк церковной армии. Им предоставлена значительная свобода: могут вступать в брак, заводить детей (после окончания установленной службы). Отслуживший серторий может свободно перейти в дигнии, абстемии или пройти Ступенями Вознесения, дабы удостоиться ранга пурея. Не относятся к церковному клиру.
- абстемии – Умеренные, миряне, присягнувшие церкви. Не относятся к церковному клиру.

Звания.

Альбат – высочайший иерарх, глава церкви, Облачённый в белое. Альбату подчиняются все прочие иерархи, как воинских званий - милитарии, так и гражданских – асперы.
Звание легата даруется тем люциям, которые выполняют то или иное важное поручение альбата. Легат автоматически получает высшие полномочия в своей области (военной или гражданской), а если легатом объявляется священник высшего звания – он возвышается и над равными себе (супрем-легат, к примеру, может отдать приказ супрему).
Воинская иерархия клира увенчана званием супрема. Супрем назначается только из числа люциев. Существуют супремы определённых территорий (обычно очень важных или очень больших, например, супрем Аркониума или супрем Запада), специально назначенные супремы армий либо супремы-легаты, призванные для разрешения тех или иных угроз. Супрем выполняет функции военачальника и военного администратора вверенных ему территорий или армий.
Званием магистра наделяются военачальники отдельных районов или отрядов, избирают же его из числа пуреев и люциев.
Звание командора имеют начальники замков или крепостей, иногда командор может быть также магистром прилегающей местности. Командор – высшее звание, доступное серторию.
Далее следуют братья-рыцари – офицеры, которым поручают командовать отдельными подразделениями, и братья-сержанты, которые могут иметь в подчинении простых солдат, а могут и не иметь. Сержанты образуют также элитные воинские подразделения.
Замыкают воинскую иерархию простые солдаты.

Гражданская классификация немного проще: архиепископ окормляет паству в целой стране, епископы – в отдельных её регионах, приоры главенствуют в крупных учреждениях церкви (скажем, приор госпиталя в Аркониуме). Все они избираются из числа люциев. Священники являются настоятелями и служителями отдельных церквей и приходов, это люции либо пуреи, диаконы – младшие служители (обычно это абстемии, вставшие на Ступени Вознесения, иногда - дигнии).
Особняком стоит аббат – настоятель монастыря. Он назначается епископом данной местности, либо архиепископом, из числа пуреев либо дигниев.
Отдалённые территории, не имеющие прямой связи с Землёй Благодатной, именуются экзархатами. Главенствует над ними экзарх, в ранге равный архиепископу.

Следует упомянуть, что совмещение воинских званий с гражданскими не возбраняется, но лишь там, где это идёт не в ущерб тому и другому.

Процедуры управления.

Управление церковью осуществляют альбат, его легаты, супремы, архиепископы, экзархи и приоры. Альбата избирает Великий Собор, назначаемый архиепископом Аркониума через месяц после смерти предыдущего главы церкви. На Великом Соборе заседают архиепископы, супремы и экзархи. Право голоса на соборе также имеют епископы и приоры, но к избранию альбата они не допускаются, за исключением награждённых достоинством Десницы и Гласа.
Альбат может назначать любых иерархов, архиепископ – епископов, аббатов и настоятелей, епископ – настоятелей церквей и приходов, настоятель – диаконов, супрем – магистров, командоров и рыцарей, магистр также может возводить в достоинство братьев-рыцарей, командор и рыцари – избирают сержантов.

Примечания.

Ступени Вознесения – комплекс из процедур, периодов обучения, испытаний и таинств, который проходит желающий подняться в церковном ранге (но не звании). Ступени бывают Великие и Малые: Малые ступени испытуемый одолевает в процессе перехода в следующий ранг, Великие Ступени – это сами ранги, числом пять. Порядок перехода таков: из обычных мирян – в абстемии, из абстемиев – в сертории или дигнии, из серториев или дигниев – в пуреи, из пуреев – в люции. За восхождением на первую Великую Ступень следят настоятели и аббаты, на вторую – настоятели, аббаты, епископы братья-рыцари, командоры, магистры, на вторую и третью – епископы, архиепископы, магистры, супремы, на четвёртую – они же, на пятую – они же.

Чадо - так любой член клира, чьё звание даёт ему положение префекта, то есть имеющий право командовать людьми, может обращаться к мирянам (включая и королей). Вместе с тем, приказывать королям могут лишь альбат или его легаты.

Десница и Глас – звание, присуждаемое в качестве награды за великие подвиги и свершения во славу церкви и Создателя. Даёт право требовать помощи у клира и мирян, а говорить с королём и дворянами, выступать и голосовать на Великом Соборе и прочих соборах.

@музыка: Саруман, Мириам - Падение Истара

@темы: Размышления, Бред