Вера и верность!
- Есть долг, который выше простых желаний. Есть то, что надо делать, хочешь ты того, или нет.
- Что это за долг, который не даёт следовать туда, куда по-настоящему нужно? Как можно это понять?
- Для тебя, наверное, и никак. Ветру не стать землёй, а тебе - не понять обычного человека.
- Ха... А ты сама - хорошо ли ты себя понимаешь?
Он взмахнул руками, усмехаясь криво и широко. Плащ взлетел и снова упал, напоминая обвисшие крылья.
- Всю жизнь положить на то, чтобы достичь цели, которая не принесёт тебе ни минуты радости? Похоронить живьём свои мечты, стремления, свою долю этого мира? Чем ты хочешь оправдать такой долг? Честью? Праведностью? А может быть, страхом, недостатком собственной воли? О да, хороший раб научится любить плеть, ты тоже научишься получать извращённое удовольствие от своего положения, но когда за следующим шагом окажется смерть - что тогда почувствуешь ты? Обернёшься - но увидишь лишь пустоту! Жизнь, не оставившую внутри тебя ничего - ни-че-го, ни света, ни памяти, ни единой мысли, которая может послужить ступенькой сквозь тьму! Только тогда твоя упрямая душа поймёт, что растратила дарованное богатство, швыряя монеты в омут! Вот только тогда - продолжил он совсем тихо - от страха тебя уже ничто не спасёт. А пока - пока можешь прикрываться долгом вместо щита...
Слова затихли где-то под потолком, растворившись в пыльном запустении давно не убираемой залы, а двое так и стояли напротив, словно исчерпав запасы стрел красноречия.
- У меня всё равно нет выбора. Я могу бросить всё, сбежать, и до конца жизни стать изгоем, нарушившим договор. Мне некуда больше идти. Мне не за кем больше идти. Единственное желание - мертво, а я не бог, чтобы суметь воскресить такое... Да, твои слова сильны, они проникают глубоко и бьют больно, но ты исчезнешь - а я вернусь в те двери, через которые вошла в этот зал. И постараюсь навсегда всё забыть.
- Так вот, значит... Ваша любимая человеческая отговорка, когда слишком тяжело тянуться вослед мечте и вы сдаётесь, меняя тяготы погони на размеренную надёжность каменных стен... Что ж... Тогда я лишу тебя этой опоры в холодном камне!!!
Она отшатнулась, напуганная взлетевшим криком, а эхо вдруг замерло, будто придушенное мягкой перчаткой. Стало ещё темнее, откуда-то из глубины поднимался неосознанный страх перед приближением силы, которая не имеет названия, и внутренний холод, вечный спутник кошмаров, обратился вполне осязаемым морозом, пробежавшись по коже цепкими лапками.
Тот, кто стоял поодаль, поднял левую руку ладонью вверх и над ней, стягиваясь со всех углов, стала сгущаться тьма. Ещё мгновение - и чернота просочилась сквозь его пальцы, начала растекаться по полу - ровным слоем, игнорируя неровности и щели каменных плит. Чёрное, гладкое озерцо ширилось и росло, и вот уже казалось, что они стоят посреди непроглядной бездны, только чудом удерживаясь от падения в глубины, из которых не будет возврата. Затем он топнул, и твёрдый, неуместный в сумрачной зале звук разнёсся во все стороны, покрывая тьму бело-голубой изморозью. Он топнул ещё раз, и тонкий слой льда, из-под которого мгновение назад хищно проглядывала тьма, просветлел, налился золотистым сиянием, а потом от каблука поползли, ветвясь, трещины. Словно ростки волшебной травы оплели они весь пол и ледяная корка дрогнула, разлетаясь тучей блистающих хрустальных осколков. Тишина окончательно бежала от звона ломающегося льда, а внизу уже простёрлась новая пропасть - не бездонная проводница в царство отчаяния, а живая, светлая, до краёв налитая солнцем и золотом. Там, под ногами, далеко-далеко внизу колыхался лес, обрамлённый чашей невысоких зелёных гор, текли реки, похожие на серебряные прожилки в узорчатом малахите, носились едва заметные точки птиц... Целый мир раскинулся под ногами, нелепо контрастируя с мрачными стенами повисшей в небесах комнаты.
- Что будешь делать? Останешься, вернёшься назад?
- Ч-что это?..
- Новый путь. Ты жаловалась, что у тебя нет свободного выбора? Так смотри, под ногами - я дарю его тебе, дарю безо всякой платы!
- Я не могу...
- Замолчи! Не оскверняй уста ложью! Сейчас есть лишь твоё желание, твоя сила, твоя дорога! Повернёшь назад - и за дверью будет привычный, постылый мир. Шагнёшь вперёд - и новый мир раскроет свои объятья, будут новые дороги, новая радость, новая боль. Ну а если... Впрочем, решай сама.
Она бросила взгляд на окованную железными полосками дверь, посмотрела под ноги - удивительно, но не страшно! - и снова подняла взгляд на белое, теперь уже едва человеческое лицо своего... Защитника? Искусителя? Палача?..
- Я выбрала.
- И...
- Закрой эту дыру под ногами.
- Всё-таки ты...
Его руки обессиленно опускались, и вместе с ними гасло видение. Впрочем, видение ли?.. Чудный мир внизу блекнул, вновь сменяясь серостью камня.
- Бесполезно кого-то из вас менять... Только не мне, только не с моим прошлым...
- Нет же, дурак! Ты всё неправильно понял! Я не могу сбежать просто так, принять чужой, дарованный путь... Когда у меня есть свой. Я... Я порву свой контракт!