Вера и верность!
Все мы знаем о таком понятии, как «точка зрения». Знаем, что у разных людей точки зрения могут различаться. Но что же такое эта пресловутая точка? От чего она зависит и что собой представляет?
Главное, что необходимо запомнить – точка зрения не бывает правильной и неправильной. В этом её отличие от мнения или суждения, которые могут быть корректными и некорректными, истинными или ложными, базироваться на фактах или противоречить им.
Каждый человек видит окружающую действительность сквозь призму своего личного опыта, накопленных знаний, культурного багажа и даже физиологических особенностей. Это означает, что ни один из нас, глядя на мир, не видит в точности то же самое, что и другой. С этим стоит смириться: мы можем приблизить своё восприятие к восприятию других людей, договориться о некоторых вещах, вроде названий основных видимых нами цветов спектра, но мы никогда не увидим в точности то же самое, что и другой человек. Для того, чтобы облегчить взаимопонимание, люди придумали такую вещь, как абстракция. Абстрагирование в самом общем смысле – это выявление таких свойств наблюдаемого объекта, которые остаются неизменными в любом случае, составляют его основу и сущность, и отбрасывание всех прочих, незначительных для текущей задачи. Иными словами, абстрагирование есть выделение характерных элементов некоего конкретного множества. В результате процесса абстрагирования возникает абстрактное понятие. Более конкретно об абстрагировании и абстракции можно прочесть в учебниках по философии, нам же сейчас важно, что именно абстрактные понятия обладают свойством идентичности в восприятии разных людей (с учётом культурных особенностей, разумеется). Абстрактный геометрический куб – это всегда куб, который не меняет своих свойств, кто бы его ни рассматривал. Чтобы по-настоящему понимать друг друга, люди должны учиться, насколько это возможно, абстрагироваться от собственных точек зрения и находить то общее, что остаётся неизменным и служит основой для понимания.
Как понять другого человека? Базовый ответ на этот фундаментальный вопрос чрезвычайно прост: говорите с ним. Молчание, намёки и демонстративное поведение заведут вас в тупик, из которого не всегда можно найти выход. Говорите обо всём, что вас беспокоит – прямо, открыто и откровенно. Цементируйте трещины, пока они поддаются ремонту.
Это очень простой совет, который, однако, бывает крайне сложен для понимания. Вспомните, сколько раз за последнюю неделю вы пытались воздействовать на чужое поведение косвенными путями? Сколько раз задавались мыслью, что он или она имели в виду и почему поступили именно таким образом? Вспомнили? А теперь ответьте на один вопрос: почему вы просто не спросили об этом?
Как задать человеку вопрос? Очень просто. Сперва стоит успокоиться и вспомнить о том, что вопрос – не претензия, не ультиматум и не требование. Всё, что вам нужно – это получить информацию, чтобы действовать на её основе, а не вслепую. Именно взаимный обмен информацией – первый шаг к пониманию, основа всякого процесса коммуникации.
Как только вы осознаете, что готовы спокойно и беспристрастно выслушать другого человека, подумайте о том, что вы хотите узнать. Не включайте в ваш вопрос какие-либо утверждения. Сравните два варианта:
1. Почему ты меня не любишь?
2. Ты меня любишь?
Первый очевидно негоден: вы уже всё решили за своего собеседника и под маской вопроса предъявляете ему обвинение. Второй вариант – то, что нужно: это попытка прояснить чужую позицию.
Уяснив позиции сторон, вы можете отказаться от дальнейшей коммуникации – если эти позиции совершенно антагонистичны – или же попробовать прийти к компромиссу. К сожалению, зачастую под видом компромисса люди предъявляют ультиматум: «сделай, как я хочу, и мы договоримся». Между тем, компромисс – это всегда взаимные, двусторонние действия, при которых каждый – нет, не жертвует – но изменяет себя. Когда условия договора требуют, чтобы изменился только один – этот договор не является компромиссом и обычно не приводит к положительному результату. Неудовлетворённость одной из сторон – гарантированный повод для будущего конфликта. Подчеркнём ещё раз: компромисс – не жертва. Жертва – это утрата чего-то необходимого, совершенно негативное действие. Компромисс – это изменение себя с целью оказаться в новых, желанных условиях.
Не изменившись, невозможно сдвинуться с места.
Главное, что необходимо запомнить – точка зрения не бывает правильной и неправильной. В этом её отличие от мнения или суждения, которые могут быть корректными и некорректными, истинными или ложными, базироваться на фактах или противоречить им.
Каждый человек видит окружающую действительность сквозь призму своего личного опыта, накопленных знаний, культурного багажа и даже физиологических особенностей. Это означает, что ни один из нас, глядя на мир, не видит в точности то же самое, что и другой. С этим стоит смириться: мы можем приблизить своё восприятие к восприятию других людей, договориться о некоторых вещах, вроде названий основных видимых нами цветов спектра, но мы никогда не увидим в точности то же самое, что и другой человек. Для того, чтобы облегчить взаимопонимание, люди придумали такую вещь, как абстракция. Абстрагирование в самом общем смысле – это выявление таких свойств наблюдаемого объекта, которые остаются неизменными в любом случае, составляют его основу и сущность, и отбрасывание всех прочих, незначительных для текущей задачи. Иными словами, абстрагирование есть выделение характерных элементов некоего конкретного множества. В результате процесса абстрагирования возникает абстрактное понятие. Более конкретно об абстрагировании и абстракции можно прочесть в учебниках по философии, нам же сейчас важно, что именно абстрактные понятия обладают свойством идентичности в восприятии разных людей (с учётом культурных особенностей, разумеется). Абстрактный геометрический куб – это всегда куб, который не меняет своих свойств, кто бы его ни рассматривал. Чтобы по-настоящему понимать друг друга, люди должны учиться, насколько это возможно, абстрагироваться от собственных точек зрения и находить то общее, что остаётся неизменным и служит основой для понимания.
Как понять другого человека? Базовый ответ на этот фундаментальный вопрос чрезвычайно прост: говорите с ним. Молчание, намёки и демонстративное поведение заведут вас в тупик, из которого не всегда можно найти выход. Говорите обо всём, что вас беспокоит – прямо, открыто и откровенно. Цементируйте трещины, пока они поддаются ремонту.
Это очень простой совет, который, однако, бывает крайне сложен для понимания. Вспомните, сколько раз за последнюю неделю вы пытались воздействовать на чужое поведение косвенными путями? Сколько раз задавались мыслью, что он или она имели в виду и почему поступили именно таким образом? Вспомнили? А теперь ответьте на один вопрос: почему вы просто не спросили об этом?
Как задать человеку вопрос? Очень просто. Сперва стоит успокоиться и вспомнить о том, что вопрос – не претензия, не ультиматум и не требование. Всё, что вам нужно – это получить информацию, чтобы действовать на её основе, а не вслепую. Именно взаимный обмен информацией – первый шаг к пониманию, основа всякого процесса коммуникации.
Как только вы осознаете, что готовы спокойно и беспристрастно выслушать другого человека, подумайте о том, что вы хотите узнать. Не включайте в ваш вопрос какие-либо утверждения. Сравните два варианта:
1. Почему ты меня не любишь?
2. Ты меня любишь?
Первый очевидно негоден: вы уже всё решили за своего собеседника и под маской вопроса предъявляете ему обвинение. Второй вариант – то, что нужно: это попытка прояснить чужую позицию.
Уяснив позиции сторон, вы можете отказаться от дальнейшей коммуникации – если эти позиции совершенно антагонистичны – или же попробовать прийти к компромиссу. К сожалению, зачастую под видом компромисса люди предъявляют ультиматум: «сделай, как я хочу, и мы договоримся». Между тем, компромисс – это всегда взаимные, двусторонние действия, при которых каждый – нет, не жертвует – но изменяет себя. Когда условия договора требуют, чтобы изменился только один – этот договор не является компромиссом и обычно не приводит к положительному результату. Неудовлетворённость одной из сторон – гарантированный повод для будущего конфликта. Подчеркнём ещё раз: компромисс – не жертва. Жертва – это утрата чего-то необходимого, совершенно негативное действие. Компромисс – это изменение себя с целью оказаться в новых, желанных условиях.
Не изменившись, невозможно сдвинуться с места.