Вера и верность!
Наблюдая за особями, которые полагают чувство патриотизма чем-то устаревшим или даже постыдным, утверждают, что родина там, где человеку тепло и сытно, космополитами и "гражданами мира", я прихожу к мысли, что они лгут. Эти особи - вовсе не граждане мира. Они граждане самих себя и не более.
Существует крупная категория людей, при любых условиях ставящая личные интересы превыше общественных. Крайность, противоположная предельному коллективизму, для которого личные интересы всегда подчинены общим. Эта категория людей не может быть патриотами в принципе - ни страны, ни мира, ни человечества. Выбирая между интересами даже такой предельной общности, как наш биологический вид, и своими частными интересами, они всегда выберут вторые.
Разумеется, это не новость. Всегда и всюду существовали те, кто готов предать ради личного благополучия - предать перед лицом чужаков, жестоких завоевателей, классового врага. Эти люди предадут даже перед лицом дьявола или ксеноса. Сравнительно новым здесь является тот факт, что подобное поведение, всегда бывшее постыдным и тщательно скрываемое, сегодня всё чаще выдаётся за добродетель и естественный порядок вещей.
Лично мне сложно представить, как кто-то может заявлять о том, что ему плевать на интересы человечества. Я могу, так или иначе, понять неуважение к этнической, национальной, идейной идентичности, но неуважение к идентичности биологической понять неспособен. Более того, я полагаю подобных особей отвратительным изъяном на теле нашего вида, который следовало бы выжигать огнём или гноить в биореакторах, потому что худшей ереси невозможно вообразить.
Человек, так или иначе, коллективное существо. Не предельно коллективное: мы поддерживаем баланс личных и общественных интересов. Чем оптимальнее данный баланс, тем более эффективны общественные механизмы. Паразиты, которые разрушают эту систему, препятствуют выживанию вида в целом и вид имеет полное право избавляться от них любым способом, вплоть до физического истребления (что, опять же, может наблюдаться в естественных условиях у различных видов животных). В мелких группах человекообразных приматов и самих людей последствия предельно эгоистичного поведения проявляются очень быстро и приводят к их разрушению, зачастую сопровождающемуся смертью всех или почти всех особей в группе (в случае современного общества дело обычно ограничивается её распадом).
В очень больших группах последствия наступают со значительным временным лагом. Повышение концентрации "паразитов" сначала снижает эффективность системы, но до некоторого порога может быть компенсировано за счёт её здоровых членов. Дальнейшее повышение концентрации ведёт к снижению конкурентоспособности по сравнению с более здоровыми общностями и заканчивается гибелью. В настоящее время, когда паразиты могут свободно мигрировать и зачастую не зависят от конкретной группы, а паразитируют на человечестве в целом, их деятельность угрожает самому человечеству.
Эта болезнь, распространение дефектных особей, для устранения которых отсутствуют эффективные механизмы, пожалуй, самая фундаментальная и опасная для нашего вида в настоящий момент. Фактически, именно она лежит в основе всех современных кризисов: паразитов уже нельзя сбросить в ходе распада одной из нескольких конкурирующих систем. Либо люди научатся уничтожать их сознательно - либо вымрут.
Существует крупная категория людей, при любых условиях ставящая личные интересы превыше общественных. Крайность, противоположная предельному коллективизму, для которого личные интересы всегда подчинены общим. Эта категория людей не может быть патриотами в принципе - ни страны, ни мира, ни человечества. Выбирая между интересами даже такой предельной общности, как наш биологический вид, и своими частными интересами, они всегда выберут вторые.
Разумеется, это не новость. Всегда и всюду существовали те, кто готов предать ради личного благополучия - предать перед лицом чужаков, жестоких завоевателей, классового врага. Эти люди предадут даже перед лицом дьявола или ксеноса. Сравнительно новым здесь является тот факт, что подобное поведение, всегда бывшее постыдным и тщательно скрываемое, сегодня всё чаще выдаётся за добродетель и естественный порядок вещей.
Лично мне сложно представить, как кто-то может заявлять о том, что ему плевать на интересы человечества. Я могу, так или иначе, понять неуважение к этнической, национальной, идейной идентичности, но неуважение к идентичности биологической понять неспособен. Более того, я полагаю подобных особей отвратительным изъяном на теле нашего вида, который следовало бы выжигать огнём или гноить в биореакторах, потому что худшей ереси невозможно вообразить.
Человек, так или иначе, коллективное существо. Не предельно коллективное: мы поддерживаем баланс личных и общественных интересов. Чем оптимальнее данный баланс, тем более эффективны общественные механизмы. Паразиты, которые разрушают эту систему, препятствуют выживанию вида в целом и вид имеет полное право избавляться от них любым способом, вплоть до физического истребления (что, опять же, может наблюдаться в естественных условиях у различных видов животных). В мелких группах человекообразных приматов и самих людей последствия предельно эгоистичного поведения проявляются очень быстро и приводят к их разрушению, зачастую сопровождающемуся смертью всех или почти всех особей в группе (в случае современного общества дело обычно ограничивается её распадом).
В очень больших группах последствия наступают со значительным временным лагом. Повышение концентрации "паразитов" сначала снижает эффективность системы, но до некоторого порога может быть компенсировано за счёт её здоровых членов. Дальнейшее повышение концентрации ведёт к снижению конкурентоспособности по сравнению с более здоровыми общностями и заканчивается гибелью. В настоящее время, когда паразиты могут свободно мигрировать и зачастую не зависят от конкретной группы, а паразитируют на человечестве в целом, их деятельность угрожает самому человечеству.
Эта болезнь, распространение дефектных особей, для устранения которых отсутствуют эффективные механизмы, пожалуй, самая фундаментальная и опасная для нашего вида в настоящий момент. Фактически, именно она лежит в основе всех современных кризисов: паразитов уже нельзя сбросить в ходе распада одной из нескольких конкурирующих систем. Либо люди научатся уничтожать их сознательно - либо вымрут.