Вера и верность!
Пятый том двух взаимосвязанных трилогий Бэккера, или второй том "Аспект-императора".
Заметил, что после этого товарища практически всё остальное фэнтези воспринимать довольно проблематично. Впрочем, я и так фэнтези нечасто читаю за крайне малым количеством приличных образцов жанра.
Должен отметить крайне халтурную редакторскую работу и перемены в транскрибировании названий. В тексте встречаются английские слова! Вот так, прямо посреди предложения. Начало новой подглавы, отдельной сцены, иногда ничем не обозначено, даже пустой строкой - может начаться просто следующим абзацем. К счастью, такое всё-таки редкость. Что касается русскоязычных вариантов авторских имён и названий, то есть подозрение, что они ближе к оригинальному звучанию (видятся мне в них определённые английские слоги и их чтение), но почему нельзя было выдержать однообразность, начиная с первой книги?.. Сам перевод тоже страдает, местами, некоторой туманностью фраз.
В остальном Бэккер остаётся Бэккером. Если четвёртый том прошёл под знаком путешествия сквозь останки нелюдской культуры, то в пятом уже вовсю бушует Ордалия (которая теперь называется Великий Поход), и повествование приобретает всё более эпический размах. Не знаю, что будет твориться у стен Голготтерата, но, по всей видимости, что-то грандиозное, ибо планка от тома к тому растёт. Нет, правда, читать после этого о жалкой грызне за Железный Трон как-то совсем уныло :) Кроме того, в тексте впервые отметились живые нелюди (не считая Клирика), и, судя по всему, они ещё появятся - а местные нелюди это такой бриллиант на фоне лубочных эльфов-гоблинов, что читать о них интересно просто так, даже без связи с прочим сюжетом. Как они мыслят, выглядят, реагируют, взаимодействуют с людьми... При этом автор не стал выдумывать каких-то невероятных существ, внешне они выглядят вполне гуманоидно, хотя и отличаются от людей.
С другой стороны - грязь и физиологические подробности, которые порой вызывают отвращение, но подаются всегда в контексте. Нет ощущения, что автор решил впихнуть лишнюю порцию чернухи - он всего лишь беспристрастно проводит экскурсию по своему жестокому, с современной точки зрения, миру, и там, где лежит куча дерьма - честно демонстрирует именно её. Она там уже была, её не для читателя навалили за минуту до этого. Но не всякая нежная натура воспримет, да. В этом отношении Бэккер полный антипод Толкиена - при том, что по эпичности исторического полотна ему не очень-то уступает :)
Вообще, оба трёхтомника производят впечатление чего-то "серьёзного", настоящего - здесь нет ни Главного Злодея, ни Героев, ни Принцесс, ни пафоса, ни шуток, ни Чорного Юмора, ни лезущих в глаза персонажей, ни... Да здесь вообще нет каких-то выпуклых, выбивающихся элементов. Есть, наоборот, омут - в который можно окунуться, а потом вынырнуть, отфыркиваясь и удивляясь, что не перепачкался ни в грязи, кровище, ни в кое-чём похуже. Книга не бросается читателю в глаза, она затягивает его в себя - а персонажи в ней живут своими проблемами, им некогда развлекать стороннего наблюдателя. Они лишь позволяют ему следить за собой.
Но - обратная сторона - здесь практически некому сопереживать. Едва ли кто-то из действующих лиц станет читателю родным. Объект для сопереживания тут представляет, пожалуй, всё человечество. Нелюди, кстати, тоже - их трагедия грандиозна.
Мнение ни капли не изменилось: лучший из известных мне современных авторов фэнтези, и один из лучших - в истории.

@темы: Книги