Вера и верность!
Теперь, думаю, можно написать более развёрнутый отзыв. Первое, о чём хочется упомянуть - к сожалению или к счастью, но игры этой серии не меняются. Разумеется, изменения в игровом процессе и визуальном исполнении происходят, но в целом игры не становятся ни лучше, ни хуже. И если главный плюс - удобное и зрелищное тактическое управление довольно крупными воинскими формированиями - остаётся на месте, то и главный минус - тупой искусственный интеллект - также в наличии. Да, ИИ по-прежнему тупит, что на стратегической карте, что в отдельных сражениях. Ни массирования сил, ни адекватной дипломатии, ни грамотного управления армиями ожидать от него не приходится. Средние потери в сражениях масштаба три на три тысячи человек составляют, с моей стороны, около двухсот человек, и около двух-двух с половиной тысяч - со стороны противника. Если у врага одна бомжпехота - потери уменьшаются до десятков. Причём в случае увеличения численности обеих сторон соотношение потерь ещё сильнее изменяется в мою пользу.
Пройдусь по основным нововведениям.
1. Невозможность создавать и передвигать отдельные отряды, без полководца - искусственна и плоха. Теперь нет возможности разбить подкрепления на марше или усилить гарнизон важного города дополнительными войсками - число действующих армий ограничено и все они заняты. При этом "воинские традиции" - бонусы, получаемые не отрядами, а целой армией, и режимы передвижения - однозначный плюс.
2. Действующие в едином тактическом пространстве армия и флот - отличное и давно назревшее новшество. Правда, способность войск в любой дыре отыскать корабли для своей транспортировки по морю - странна и неправильна.
3. Объединение нескольких областей в одну административную единицу - провинцию - само по себе неплохо, но при этом укрепления имеет лишь столичный город и в остальных городах провинции построить их нельзя, даже если исторически они являются весьма крупными центрами. Отсюда следствие: столицы провинций в тактическом режиме выглядят очень хорошо и величественно (хотя и здесь не обошлось без некоторой лажи вроде идиотского расположения отдельных укреплений, полностью обесценивающего их в случае реальной осады), а второстепенные города больше напоминают деревни.
4. Гражданская война - хорошая задумка с идиотским, совершенно дубовым исполнением.
5. Возможность сжигать любые ворота при помощи обычного пехотного отряда - также совершенно бредова.
6. Влияние стрелков в полевых сражениях околонулевое - если, конечно, против вас не выступает армия конных лучников. Имея в римских легионах или карфагенских дивизиях не более, чем по три отряда пелтастов, я применял их только при осадах. Зато кавалерия, напротив, действует против тупого ИИ просто великолепно. Каждая битва - Канны.
7. Графика стала лучше. Здесь нареканий нет - теперь и стратегическая карта, и поля сражений, и солдаты ещё краше, ещё реалистичней и разнообразней.
8. Интерфейс стал хуже. Он менее информативный и менее удобный. Всплывающие при наведении курсора мыши функциональные окошки - зло. "Энциклопедия" малоинформативна, вдобавок, постоянно откуда-то подгружается.
По-прежнему не хватает возможности перерезать линии снабжения войск, да и в целом к стратегическим замыслам игра достаточно равнодушна. Тупой и последовательный захват вражеских провинций - основной способ ведения войны. Конечно, в античное время это не так критично, как в более поздние эпохи, да и "Империя" что-то похожее осуществлять позволяла - на примитивном уровне. Интересно, выпустят они когда-нибудь игру по Первой мировой? Сомневаюсь. Очень уж кардинальные изменения для этого придётся внести.
Кстати, безотносительно "Рима" - когда графика в играх дойдёт до такого уровня, что модели существ и предметов ни при каких условиях не будут проникать друг в друга, а твёрдые предметы, к примеру, металлические кирасы - не будут гнуться при движениях персонажа?
Пройдусь по основным нововведениям.
1. Невозможность создавать и передвигать отдельные отряды, без полководца - искусственна и плоха. Теперь нет возможности разбить подкрепления на марше или усилить гарнизон важного города дополнительными войсками - число действующих армий ограничено и все они заняты. При этом "воинские традиции" - бонусы, получаемые не отрядами, а целой армией, и режимы передвижения - однозначный плюс.
2. Действующие в едином тактическом пространстве армия и флот - отличное и давно назревшее новшество. Правда, способность войск в любой дыре отыскать корабли для своей транспортировки по морю - странна и неправильна.
3. Объединение нескольких областей в одну административную единицу - провинцию - само по себе неплохо, но при этом укрепления имеет лишь столичный город и в остальных городах провинции построить их нельзя, даже если исторически они являются весьма крупными центрами. Отсюда следствие: столицы провинций в тактическом режиме выглядят очень хорошо и величественно (хотя и здесь не обошлось без некоторой лажи вроде идиотского расположения отдельных укреплений, полностью обесценивающего их в случае реальной осады), а второстепенные города больше напоминают деревни.
4. Гражданская война - хорошая задумка с идиотским, совершенно дубовым исполнением.
5. Возможность сжигать любые ворота при помощи обычного пехотного отряда - также совершенно бредова.
6. Влияние стрелков в полевых сражениях околонулевое - если, конечно, против вас не выступает армия конных лучников. Имея в римских легионах или карфагенских дивизиях не более, чем по три отряда пелтастов, я применял их только при осадах. Зато кавалерия, напротив, действует против тупого ИИ просто великолепно. Каждая битва - Канны.
7. Графика стала лучше. Здесь нареканий нет - теперь и стратегическая карта, и поля сражений, и солдаты ещё краше, ещё реалистичней и разнообразней.
8. Интерфейс стал хуже. Он менее информативный и менее удобный. Всплывающие при наведении курсора мыши функциональные окошки - зло. "Энциклопедия" малоинформативна, вдобавок, постоянно откуда-то подгружается.
По-прежнему не хватает возможности перерезать линии снабжения войск, да и в целом к стратегическим замыслам игра достаточно равнодушна. Тупой и последовательный захват вражеских провинций - основной способ ведения войны. Конечно, в античное время это не так критично, как в более поздние эпохи, да и "Империя" что-то похожее осуществлять позволяла - на примитивном уровне. Интересно, выпустят они когда-нибудь игру по Первой мировой? Сомневаюсь. Очень уж кардинальные изменения для этого придётся внести.
Кстати, безотносительно "Рима" - когда графика в играх дойдёт до такого уровня, что модели существ и предметов ни при каких условиях не будут проникать друг в друга, а твёрдые предметы, к примеру, металлические кирасы - не будут гнуться при движениях персонажа?