Вера и верность!
Уже было, но по-прежнему актуально.
ВВЕДЕНИЕ
Наше время считается эрой информационных технологий. Ни одна другая сфера человеческой деятельности, ни одна другая отрасль хозяйствования не развиваются так стремительно, не демонстрируют таких темпов интенсивного и экстенсивного роста, как делают это электронные средства передачи и обработки информации вкупе с их математическим, логистическим, программным обеспечением и производственной базой.
Было бы не совсем корректно называть данный этап развития «постиндустриальным», поскольку индустрия по-прежнему остаётся материальной базой для любой экономики, однако вполне обоснованным кажется применение термина «индустриально-информационный», ибо информация отныне является одним из важнейших и незаменимых ресурсов.
Исследование Университета Южной Каролины установило, что общий объем сохранённых данных к 2007 году составил 295 эксабайт (295 миллиардов гигабайт). Согласно данным того же исследования, объём хранимой информации в пересчёте на одного человека возрос в период с 1986 года по 2007 год более, чем в 65 раз. Объём информации, ежегодно передаваемой через коммуникационные системы за тот же период в пересчёте на одного человека вырос в 168,75 раза.
По результатам исследования IDC (International Data Corporation) под названием «As the Economy Contracts, the Digital Universe Expands» («Хотя экономика сокращается, цифровая вселенная расширяется»), проведённого по заказу EMC, в 2008 году темпы роста объёмов цифровой информации на 3% превысили предыдущие прогнозы IDC. В будущем объём цифровой информации, предположительно, будет удваиваться в размере каждые 18 месяцев. В 2012 году будет создано в 5 раз больше цифровой информации, чем в 2008.
Телевидение и радиовещание охватывают большинство районов земного шара, число пользователей сети Internet превышает два миллиарда человек.
Эти цифры позволяют представить, в какой насыщенной информационной среде существует сегодня человек, насколько стремительно развитие этой среды, составляющей новую – информационную – оболочку Земли.
Указанные процессы, являясь необратимыми в рамках развития цивилизации, несут в себе и угрозы – как принципиально новые, так и традиционные, принимающие, однако, глобальный характер. В разрезе объектов, подвергающихся воздействию данных угроз, можно весьма условно выделить два уровня: институциональный и индивидуальный. На институциональном уровне объектами воздействия становятся государство и общество, их институты и организации. На индивидуальном уровне объектами воздействия становятся отдельные личности. Тем не менее, такое деление можно считать лишь упрощением, принятым для удобства рассмотрения вопроса, поскольку проблема информационной безопасности личности и общественных институтов должна рассматриваться как единый комплекс вопросов.
Появление и эволюция области знаний, объединённой современным термином «информационная безопасность», практически изначально сопровождает процесс появления и эволюции информационных угроз. Не только вред от шпионажа, но и опасности, угрожающие устоям общества, были вполне известны ещё в античные времена. Меры по сохранению и укреплению нравственного здоровья населения предпринимались как в греческих полисах, так и в древнем Риме, принимая подчас крайние формы, как, например, изгнание философов из Рима. Тем не менее, информационная безопасность индивидуума, личности, всегда стояла на последнем месте, либо уступая по признанной значимости безопасности государства и его институтов, либо вовсе не получая признания и даже определения. Продолжение этой тенденции в наше время представляется совершенно неприемлемым: именно на безопасности каждой конкретной личности в её комплексном понимании зиждется и безопасность всего человечества, как цивилизации и как биологического вида.
читать дальшеПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Чтобы определить понятие информационной безопасности личности, требуется сначала формализовать понятие информации, являющееся ключевым в данном вопросе. Однозначного, общепринятого определения этого термина не существует, более того, в различных областях знания определения данного понятия существенно различаются. В частности, информация трактуется как мера уменьшения неопределённости в сведениях человека о мире, как фундаментальное свойство материальных объектов и явлений, как совокупность неких знаний и сведений. Не вдаваясь подробно в область теории информации, примем последнее определение как наиболее подходящее для рассмотрения информационной безопасности личности.
Информация, понимаемая как совокупность знаний и сведений человека об окружающем мире, является объектом получения, передачи, хранения и преобразования. Она предполагает наличие источника информации, передающей среды и получателя информации, причём передача осуществляется в виде сообщения или сигнала, определяющего форму и представление передаваемых сведений.
Поскольку проблема информационной безопасности напрямую связана со свойствами информации, рассмотрим некоторые из них:
- синтаксис - свойство, определяющее способ представления информации в сообщении;
- семантика – кодировка сообщения в той или иной знаковой системе;
- объективность, то есть независимость от человеческого сознания, методов регистрации;
- достоверность, то есть отражение истинного положения дел;
- полнота - достаточность для понимания рассматриваемого вопроса, объекта или явления;
- актуальность;
- полезность;
- доступность.
Информация может быть как необъективной (субъективной), так и недостоверной, а также совмещать эти два состояния. Недостоверность информации может быть вызвана искажениями, как преднамеренными, так и непреднамеренными, вследствие ошибок фиксации, воздействия помех при передаче, воздействий субъективного характера.
Из рассмотрения набора свойств информации вытекает необходимость её защиты и верификации, предохранения от искажений, обеспечения доступности и правильной интерпретации получателем. Эти вопросы имеют непосредственное отношение к информационной безопасности. Что же такое информационная безопасность?
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации содержит в себе следующие определения:
«Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.»
Исходя из данного в доктрине определения, можно сказать, что информационная безопасность является системным понятием, обозначающим и комплекс мер, направленных на её обеспечение, и определённое состояние, характеризующееся надёжной нейтрализацией всех возможных угроз, определение перечня которых также становится важной задачей для достижения этого состояния.
К сожалению, доктрина даёт чрезмерно формальное, не развёрнутое представление о вопросах информационной безопасности, имеющих отношение к личности человека. Не дают его и федеральные законы Российской Федерации «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые ограничиваются защитой личных данных и регулированием отношений в сфере доступа к информации.
Представляется разумным дать следующее развёрнутое определение.
Информационная безопасность личности есть состояние, при котором:
- формирование личности не подчинено частным интересам отдельных лиц или их групп;
- человек имеет возможности для самостоятельного, независимого мышления, не подвергающегося явным или неявным воздействиям в частных интересах отдельных лиц или их групп;
- реализуется право на доступ к достоверной, полной и объективной информации, представляющей общественную и общечеловеческую значимость;
- реализуется право на защиту личной информации.
СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Поскольку простой перечень угроз для информационной безопасности личности весьма обширен и в любом случае не может претендовать на полноту, представляется необходимым классифицировать их по нескольким категориям – в известной степени условно, поскольку большая часть угроз носит комплексный характер. В качестве таких категорий можно предложить:
- источник угрозы;
- форма воздействия;
- канал воздействия;
- объект воздействия;
- цель воздействия.
В числе источников угроз могут выступать:
- Частные организации и государственные институты;
- Общественно-экономические процессы;
- Отдельные лица (криминалитет).
По формам воздействия можно выделить:
- искажение информации;
- внедрение информации;
- сокрытие информации.
Каналами воздействия выступают:
- традиционные средства массовой информации и средства массовой коммуникации;
- интерактивные средства массовой коммуникации (сеть internet);
- государственные и общественные институты (образовательная система);
- иные способы коммуникации.
Следует отличать средства массовой коммуникации в понимании канала, и их же – в понимании организации либо института: они могут одновременно являться как источником угрозы, так и каналом, при помощи которого она осуществляется.
Объектом воздействия в нашем случае является сознание человека, с его психологическими и иными особенностями. Что касается целей воздействия, то их сложность и многообразие заставляют дать предельно общую характеристику: достижение выгод и преимуществ при осуществлении тех или иных видов деятельности – как экономической, так и политической.
Характерными признаками угроз информационной безопасности личности являются:
- перманентное, длительное воздействие, которое может растягиваться на десятилетия и даже, предположительно, на сотни лет;
- неявный, скрытый характер как методов реализации угрозы, так и самого факта её наличия;
- универсальный характер, предполагающий наличие множества каналов и способов воздействия.
Иными словами, угрозы информационной безопасности личности носят всеобъемлющий, сложноструктурированный и многоуровневый характер, являясь в настоящее время неотъемлемым компонентом информационной сферы, созданной человечеством.
Важнейшей составляющей информационной безопасности личности, которой, к сожалению, уделяется меньше всего внимания в законодательстве, является безопасность мышления.
Мышление есть процесс отражения человеческим мозгом реального мира, основанный на механизмах образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со второй сигнальной системой. В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из определённой словесной формы сообщения. Мысль — форма обобщённого абстрагированного отражения действительности, процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития. Таким образом, мысль как элемент высшей нервной деятельности представляет собой результат общественно-исторического развития индивида с выдвижением на передний план языковой формы переработки информации.
Формы негативного воздействия на процесс мышления, отсюда, вытекают из особенностей данного процесса. Они могут влиять на эффективность и точность получения человеком сведений об окружающем мире, с тем, чтобы построенные на ошибочных данных суждения и умозаключения также имели ошибочный характер, приводя к желаемому для субъекта воздействия результату. Влиянию может быть подвержен механизм выстраивания отношений между понятиями, которые при этом не обязательно являются искажёнными: в этом случае из объективных и достоверных сведений могут быть сделаны ложные выводы. Наконец, воздействуя на знаковую систему, на язык человека, можно определённым образом управлять и его мышлением, «программировать» его без риска понимания происходящего со стороны объекта воздействия.
Формирование человеческой личности происходит внутри информационной среды, создаваемой обществом, фактически - под влиянием этой среды. Влияние может быть доброжелательным, нейтральным или враждебным. Определить его направленность в том или ином случае зачастую не представляется возможным, учитывая, что намерения агентов влияния могут существенно расходиться с результатом их действий. Тем не менее, можно выделить четыре основных фактора, формирующих личность человека:
- родители;
- сверстники и внесемейный круг общения;
- образовательная система;
- информационный фон.
Опасное воздействие со стороны родителей (психическая неуравновешенность, алкоголизм, асоциальное поведение в целом) является полем, которое регулируется законодательством конкретной страны и, при всех существующих недостатках, достаточно хорошо проработано.
Влияние сопутствующего взрослению круга общения во многом зависит от социально-экономического, географического положения семьи, от сознательных и грамотных мер, принимаемых родителями в процессе воспитания. Чаще всего негативное воздействие данного фактора стихийно и не направляется чьей-то волей, хотя такие явления, как целенаправленное вовлечение в наркоманию или проституцию также имеют место.
Значение образовательной системы в процессе становления личности также трудно переоценить. Именно образование формирует первичный запас знаний человека и умение распоряжаться ними. К сожалению, образование вместе с пользой способно приносить и немалый вред, либо вследствие дурной организации, либо целенаправленно. Ребёнок чаще всего не имеет навыков критического мышления, а потому легко внушаем. Сознательное искажение фактов, односторонняя оценка тех или иных событий, внедрение той или иной идеологии – вот неполный перечень того, что может дать человеку ангажированное образовательное учреждение. Ещё большее значение имеет организация самого образовательного процесса: от неё зависит, будет ли в итоге сформирована всесторонне развитая личность, способная эффективно и независимо мыслить, адекватно воспринимать и анализировать поступающую информацию, или человек-робот, «оптимизированный» под выполнение определённых социально-экономических функций в интересах правящих классов.
Информационный фон, среда, в которой происходит взросление и последующая жизнь человека, является глобальным, неизбежным и слабо поддающимся контролю фактором. Книги, игры, телепередачи, морально-психологическая атмосфера – все эти элементы могут служить средствами опасного воздействия на формирование личности, укореняя негативные стереотипы и образцы поведения, формируя ложные наборы ценностей.
Остановимся теперь на основных источниках угрозы информационной безопасности личности, существующих в нашем мире.
В первую очередь к ним относятся государства и государственные союзы. Это крупнейшие формы организации человечества, обладающие огромными ресурсами, постоянными интересами и собственным информационным пространством. Природа современных государств не подразумевает обязательного совпадения их интересов с глобальными интересами населяющих их народов: тенденция к узурпации власти узкими группами лиц в полной мере сохраняется в наше время, создавая большой простор для возникновения информационных угроз.
Немаловажной угрозой безопасности являются коммерческие организации, в первую очередь – крупнейшие транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы. По своему влиянию они приближаются к национальным государствам, превосходя многие из них, обладают обширными интересами, связанными в первую очередь с укреплением собственной экономической власти, что, зачастую, идёт в разрез с интересами общества.
Религиозные и экстремистские организации также обладают обширными интересами в информационной сфере, которая, в силу специфики их деятельности, является ключевым направлением для реализации тех или иных задач. Это делает информационную борьбу и манипуляцию сознанием человека основной деятельностью такого рода организаций.
Криминальные сообщества и маргинальные социальные группы также представляют значительную угрозу для общества и отдельных его элементов, как в силу своей природы, так и вследствие того, что могут быть использованы более крупными игроками, преследующими собственные интересы.
Особняком в этом перечне стоят средства массовой информации и массовой коммуникации. С одной стороны, медиакорпорации способны выступать самостоятельными игроками, являясь коммерческими организациями с набором собственных интересов. С другой стороны, они являются мощным оружием государств и иных структур, средством ведения информационного противоборства.
Наконец, угрозу информационной безопасности личности несут неконтролируемые процессы, происходящие в экономике и общественной жизни. К ним можно отнести снижение качества образования вследствие распада его организации, халатности или недостатка финансирования, появление опасных и вредных информационных продуктов в отсутствие государственного контроля, непрерывный рост информационных потоков, негативно воздействующий на психику людей, распространение информационных вирусов, «мусорных знаний», суеверий, утрата жизненных приоритетов под воздействием негативного информационного фона.
Вышеуказанные угрозы реализуются при помощи контроля над информационными потоками и, в целом – над информационной средой, в которой существует человек. Регуляция информационных потоков может носить характер ограничения доступа к информации, перенасыщения их информационным мусором, искажения информации или же внедрения специально сконструированных информационных объектов. Разработкой конкретных методик информационного противоборства и воздействия на личность человека занимаются как спецслужбы различных государств, так и крупные негосударственные организации, средства массовой информации, исследовательские центры и корпорации.
Какие же конкретно угрозы информационной безопасности личности представляются наиболее опасными в настоящее время?
Первая и наиглавнейшая – утрата человеком навыков аналитического, критического, независимого мышления, способности к высокой степени абстрагирования и понимания причинно-следственных связей в окружающей действительности. Этой печальной тенденции в немалой степени способствует система образования, перед которой, даже формально, более не ставится задача формирования человека-творца, универсальной, разносторонней личности. Ставка на обучение высокопрофессиональных узких специалистов, имеющих крайне скудные и отрывочные знания по смежным и общеобразовательным дисциплинам, способствует возникновению у них мозаичного, отрывочного восприятия действительности. Вместо способности находить взаимосвязи, закономерности в окружающей действительности, выстраивая целостную картину мира, современное образование делает упор на изучении большого количества фактографических данных в одной или нескольких ограниченных областях. Подобное мышление зачастую оперирует шаблонами, а шаблонное мышление предполагает наличие устоявшейся картины мира, из которой старательно удаляется всё, не вписывающееся в заданные рамки. Такой тип мышления создаёт впечатление ложной стабильности, однако несёт с собой огромный вред: мыслящий подобным образом человек не станет ни учёным, ни сколько-нибудь хорошим специалистом в области какой-либо другой творческой профессии. Эта ограниченность делает человека управляемым, поскольку он не способен увидеть контролирующие структуры, ибо они нарушают его мировоззрение. Такие люди легко становятся жертвами рекламы, маркетинговых ходов и политических манипуляций. Условно говоря, это люди, низкая степень осознания окружающей действительности которых не позволяет проникать глубже верхнего смыслового уровня информационного окружения, в то время как люди с более высокой степенью осознания окружающей действительности с большей степенью вероятности обнаружат попытку манипуляции.
Деградация морали и нравственности, формирование новой этики, отходящей от базовых понятий добра и зла, также является одной из главнейших угроз безопасности каждой личности. В отличие от традиционной, жёсткой морали, существующей в полярных координатах «добро - зло», «хорошо - плохо», элементы новой этики предполагают полностью эгоцентричную модель поведения, в которой вектор любого действия контекстуально зависим. Внедрение подобных взглядов служит разрушению ячеек общества, его атомизации, что существенно облегчает последующий контроль.
Ещё одна глобальная угроза, стоящая как перед всем человечеством, так и перед каждой отдельной личностью – систематическое и массовое искажение реальной картины окружающей действительности. Не секрет, что подавляющее количество информации человек в наше время получает опосредованно, и лишь малую часть – непосредственно. Массовые коммуникации (в лице СМИ и в виде общественных, социальных связей) обеспечивают нашу потребность в сведениях о нашем мире, но при этом с большим трудом поддаются непосредственной проверке, либо же не поддаются ей вовсе. Такая ситуация, дополненная некритическим отношением многих людей к получаемой информации, позволяет, при наличии соответствующей воли и ресурсов, не просто манипулировать человеком в тех или иных областях, но фактически формировать мир, в котором он живёт. Учитывая, что большинство информации мы получаем в опосредованном, модифицированном и отфильтрованном виде, само исходное действие утрачивает значительную часть своего непосредственного значения. Событие > наблюдение > интерпретация > наблюдение > интерпретация - такова цепочка восприятия нами действительности, в которой первый пункт может совсем отсутствовать. Таким образом, мы зачастую можем наблюдать следствие без причины, или, если быть точным, с реальной причиной, которая в корне отлична от причины декларируемой. Картина мира, сформированная таким образом, искусственна, она, по сути дела, является клеткой, в которой современная личность может быть заперта, не осознавая собственной несвободы. Такая возможность выводит опасность появления высокотехнологичных деспотий на новый уровень, делая их гораздо более устойчивыми к потрясениям. Элементы такого контроля уже опробованы и применяются на регулярной основе – их можно последовательно наблюдать на протяжении двадцатого века и вплоть до наших дней. Весьма показательны в этом плане военные конфликты с участием США: если во время войны во Вьетнаме руководство и соответствующие органы данной страны действовали на информационном фронте не слишком успешно, то череда последних конфликтов в Югославии, Ираке, Грузии и Ливии позволяет увидеть механизм формирования «искусственной реальности» во всём великолепии. При этом шансы на противодействие имеются лишь у таких крупных государств, как Россия, но даже в случае нашей страны частичное отвоевание информационного пространства после войны с Грузией задержалось на год, что обусловлено как технологической и методологической неготовностью к подобным противостояниям, так и отсутствием должной политической воли. Если же брать в качестве примера события в Ливии, можно наблюдать полное превосходство агрессора в информационном пространстве, что выливается в серьёзные затруднения при попытке реконструировать происходящие там события. Фактически, информационная кампания по обеспечению этой военной операции является первым приближением в области тотального контроля над общественным мнением не просто в рамках отдельных стран, но во всём мире.
Неявным символом этой угрозы стал вошедший в обиход термин «ньюс-мейкер» - «создатель новостей». Это определение точно передаёт суть СМИ, используемых как оружие в информационной войне: создание новостей и информационных поводов, соответствующих поставленным задачам, вместо трансляции сведений о реально происходящих событиях.
Кроме того, СМИ, в соответствии с теорией массовых коммуникаций, выполняют ещё одну немаловажную функцию – формируют «повестку дня», информационный фон, определяют, какие события будут выделены как наиболее важные, какие отойдут на второстепенный план, а какие останутся незамеченными, регулируют способ и форму подачи фактов. Это – ещё один эффективный и неявный способ манипуляции, позволяющий пустить интерес и энтузиазм аудитории по «ложному следу» без риска уличения в явном искажении и обмане при подаче материалов.
С этой функцией напрямую связана ещё одна – функция современной цензуры. Несмотря на то, что государства всё ещё пользуются прямыми запретами на распространение нежелательной для них информации, более высокую эффективность имеют неявные методы контроля, среди которых – замалчивание тех или иных событий, создание вокруг них негативного информационного фона, недопущение неугодных точек зрения в СМИ и экономические преграды на пути их распространения.
Другой аспект угрозы информационной безопасности состоит в том, что жизнь и деятельность людей в современных условиях становятся всё более уязвимыми для внешнего воздействия. В базах данных и компьютерных сетях накоплено и продолжает накапливаться огромное количество структурированной информации, касающейся всех аспектов нашего существования: информация о личной жизни, местонахождении, социальных связях, рабочей деятельности и экономической активности. Анализ и несанкционированное использование этой информации создают реальные возможности для шпионажа, манипуляции общественным сознанием, контроля над личностью и осуществления иной преступной деятельности. Сбором персональных данных занимаются не только государственные организации, но и частные структуры и даже отдельные лица, эти данные становятся объектом купли и продажи, попадают в свободный доступ. Непрерывный рост сети Internet и связанной с ней информационно-экономической инфраструктуры превращает сюжеты антиутопий, в которых каждый шаг человека контролируется, в реальность. Любое посещение информационных ресурсов, любой платёж через электронные платёжные системы оставляет свой след. Регистрационные требования сетевых ресурсов непрерывно растут, причём ни один из них не может дать гарантии, что личная информация не будет использована неправомерно. Социальные сети накапливают такой объём данных о жителях целых регионов и стран, что начинают представлять угрозу не только личной, но и государственной безопасности.
Имеются и медико-психологические угрозы информационной безопасности личности. К таковым относятся информационно-коммуникативная зависимость (интернет-зависимость, игромания, зависимость от социальных сетей), проблемы, связанные со снижением внимания и способности к восприятию информации, возникающие из-за непрерывного увеличения воздействующих на человека информационных потоков, расстройства и депрессии, вызванные необходимостью постоянно увеличивать объём усваиваемых сведений.
Все вышеперечисленные угрозы, полностью или частично, могут являться компонентами информационных войн – борьбы за доминирование в информационном пространстве и достижения за счёт этого поставленных задач (военных, экономических, иных).
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Говоря о мерах противодействия угрозам информационной безопасности личности, следует иметь в виду, что государственные структуры, чьей задачей является их реализация, могут в то же самое время выступать источником угроз. В связи с этим указанные меры могут иметь эффективность лишь в том случае, когда поддерживаются как государством, так и самой личностью.
В общих чертах концепция информационной безопасности личности представлена на рисунке 1. Объектом защиты в ней выступает личность человека в совокупности со всей информацией, необходимой для успешной реализации состояния информационной безопасности. К такой информации относятся сведения об окружающем мире и происходящих в нём процессах, имеющие общественную и общечеловеческую значимость, персональные данные и личная тайна, а также информация, являющаяся базовой по отношению к процессу мышления – язык.

Рис. 1.
Основные методы защиты включают в себя создание нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в информационной среде, реализацию зафиксированных законодательством положений соответствующими государственными органами, создание и внедрение технических средств, обеспечивающих информационную безопасность как в системах электронных коммуникаций, так и в прочих сферах жизнедеятельности, повышение уровня образования и качества мышления у населения. Реализация этих мер требует признания проблемы обеспечения информационной безопасности личности одной из важнейших задач государства, разработки методологических основ решения данной задачи, полной и всесторонней классификации информационных угроз, создания новых структур, призванных обеспечивать исполнение разработанных мер или переориентацию уже существующих органов безопасности. Рассматривать проблему информационной безопасности личности следует в комплексе отношений государство-личность и государство-государство, как единую, взаимосвязанную, многоуровневую систему, требующую проработанного, целенаправленного подхода и непрерывного контроля.
Переходя к рассмотрению конкретных мер по обеспечению информационной безопасности личности, начнём с законодательной базы. Базовыми актами информационного законодательства Российской Федерации являются законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О безопасности», «О средствах массовой информации». В них закрепляется право граждан, организаций и государства на информацию, устанавливаются их основные права и обязанности, правовой режим обработки и использования информации, порядок обеспечения информационной безопасности и гарантии реализации прав и ответственности субъектов информационных отношений.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принят 27 июля 2006 г. Основная цель закона состоит в совершенствовании правовой основы отношений в области формирования и использования информационных ресурсов, в области информатизации с учетом возрастающей роли информации в обновлении производственного, научного, организационного и управленческого потенциалов страны, в решении вопроса о включении России в мировое сообщество. Сфера действия Закона охватывает отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации (ст. 1).
Согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 3), правовое регулирование отношений в данной сфере основывается на следующих принципах:
- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
- открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем;
- достоверность информации и своевременность ее предоставления;
- неприкасаемость частной жизни;
- недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.
Законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 5) вся информация, в зависимости от порядка ее предоставления и распространения, подразделяется на следующие группы:
- информация, свободно распространяемая;
- информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
- информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
- информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно закону, обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ст. 6). Обладатель информации обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Закон определяет порядок государственного регулирования в сфере применения информационных технологий (ст. 12), использования информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 15) и защиты информации (ст.16), а также ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 17).
Закон РФ «О безопасности» принят 5 марта 1992 г. (с изменениями от 25 декабря 1992 г.). Закон является базовым в области защиты жизненно важных интересов государства. Он юридически закрепляет понятия информационной безопасности, её объектов и субъектов, определяет систему безопасности и ее функции.
В статье 13 Закона «О безопасности» указывается, что Совет безопасности РФ, являющийся конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в соответствующей области, осуществляет свою деятельность в сфере государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности. В Законе имеется положение о том, что в функции Совета, в частности, входит рассмотрение вопросов информационной безопасности, обеспечения стабильности и правопорядка. Таким образом, Совет безопасности является ответственным за состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Национальное законодательство, призванное регулировать отношения в сфере информатизации и обеспечения информационной безопасности, включает в себя и ряд других действующих законодательных актов. Перечислим и кратко охарактеризуем наиболее важные из них.
Закон РФ «О средствах массовой информации» принят 27 декабря 1991 г. (в редакции от 2 марта 1998 г.). В статье 1 закона записано, что свобода массовой информации в РФ не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации. Не подлежат ограничениям поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
В законе прямо указывается, что цензура массовой информации, а также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается. В статье 4 закона говорится о недопустимости злоупотребления средствами массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний:
- разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
- призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;
- разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганды войны;
- распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
В этой же статье запрещается использование в теле-, видео– и кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Закон РФ «О государственной тайне», принятый 21 июля 1993 г., регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности России. Положения закона отражают практическую деятельность по защите сведений, составляющих государственную тайну. Законом сохранена преемственность по вопросам защиты большинства сведений нормативного характера, позволяющая в определенной степени сохранить существующие подходы к защите информации на всех стадиях ее существования. В основу концепции Закона «О государственной тайне» положена идея переориентации существующей системы защиты информации на достижение баланса интересов человека, общества и государства, её адаптации к происходящим изменениям в системе управления в экономической, политической, военной и других сферах жизни общества, создания механизмов реализации правоотношений, способных развиваться в новых условиях.
В сфере информационно-технического и информационно-психологического противоборства основными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (коммуникационные системы), психика населения, системы формирования общественного сознания, мнения и принятия решений.
Для защиты данных объектов от негативных воздействий в ходе информационного противоборства необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения как составной части национальной безопасности страны. Данная система должна иметь широкие возможности по комплексному анализу всего информационного пространства (СМИ, электронных сетей, деятельности коммерческих, религиозных, благотворительных и прочих организаций, книгопечатной, кинематографической и мультимедийной продукции, культурных явлений) с тем, чтобы оперативно выявлять возникающие угрозы, вырабатывать концепцию противодействия им и успешно претворять её в жизнь.
Не следует, однако, забывать, что эффективность действия такой системы зависит не только от оперативно-тактических мероприятий, но и от наличия последовательно реализуемой стратегии в области информационной безопасности личности. Такая стратегия должна включать в себя научно-методическое обеспечение и программу внедрения в систему массового образования фундаментальных знаний и навыков по указанной проблеме. Более того, вне зависимости от наличия у государства подобной программы, каждый человек, желающий сохранить свою личность в неприкосновенности, должен стремиться к овладению методиками противодействия негативным информационным воздействиям. Основой для этих методик является качественное образование, развивающее навыки независимого, аналитического и критического мышления.
Каждая личность обладает определённым «горизонтом истинного суждения», областью знаний о мире, которые с высокой степенью вероятности являются истинными. Чем шире этот горизонт – тем выше степень защищённости, тем ближе к реальности модель действительности, которой оперирует человек. Расширению горизонта истинного суждения способствует накопление знаний, их проверка, систематизация, установление взаимосвязей между ними и законов, которым подчиняются наблюдаемые процессы. Разумеется, ни один человек не имеет возможности расширить свой горизонт на всё информационное пространство, занятое нашей цивилизацией, однако, даже углубляясь за его пределы почти всегда можно если и не устанавливать истину, то, как минимум, избегать попадания в ловушку субъективной реальности. Базовые навыки, требующие ставить под сомнение любую полученную информацию, сравнивать максимально возможное число источников, вычленяя различия между ними, анализировать любой текст на предмет логических, фактологических и иных несоответствий, устанавливать связи между различными событиями требуются каждому современному человеку, дабы не выступать беззащитной, неинформированной мишенью чужих манипуляций, будь то глобальная информационная война или простая рекламная кампания.
Наконец, третий аспект обеспечения информационной безопасности личности – технико-технологический. В нём можно выделить несколько основных компонентов:
- Технический – совокупность технических средств, необходимых для решения задачи по защите информации;
- Математический – совокупность методов, моделей и алгоритмов, необходимых для решения поставленных задач;
- Программный – совокупность программного обеспечения, необходимого для реализации средств защиты, в том числе встроенных в прикладные программные продукты систем безопасности и реализованных в них же стандартов по защите информации;
- Информационный – совокупность систем классификации и кодирования данных о защите информации, массивы сервисных данных.
Технический аспект обеспечения информационной безопасности личности включает в себя не только комплекс средств противодействия несанкционированному доступу и вмешательству в работу систем, имеющих отношение к персональным данным и личной информации, но и средства обеспечения её сохранности в случае катастроф, сбоев, случаев непредумышленной порчи.
Ввиду того, что развитие информационных технологий идёт опережающими темпами, количественный и качественный рост угроз технического плана также не прекращается, вынуждая непрерывно совершенствовать системы безопасности и повышать индивидуальную грамотность в данной области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующая в нашей стране система взглядов на информационную безопасность личности и методы её обеспечения является неполной и неэффективной. В то время как методы ведения информационного противоборства, манипуляции общественным мнением и сознанием, программирования поведения становятся всё более совершенными и находят всё более широкое применение, в России на государственном уровне отсутствует чёткое понимание данных проблем и методов их решения. Необходимы срочные меры по организации и проведению научно-исследовательских и организационных работ с целью создания эффективных технологий обеспечения информационной безопасности личности и государства в целом. Декларируется, но не находит практического отклика осознание непосредственной связи информационной безопасности личности с безопасностью государства и всего общества. Нет и полноценных механизмов обеспечения защиты личности от угроз, исходящих со стороны самого государства, неэффективно работают органы безопасности, призванные защищать личность от преступных действий криминальных группировок и негосударственных организаций в информационной сфере. Не реализуется право граждан на получение полной, объективной и достоверной информации: все общероссийские СМИ обслуживают интересы государства и крупных собственников, являются зависимыми.
В этих условиях на первое место выходят индивидуальные качества и способности личности, имеется острая необходимость повышения уровня сознательности, информированности, критичности граждан, самообразования с целью получения более точной картины мира и эффективной защиты собственного мышления от посягательств.
ВВЕДЕНИЕ
Наше время считается эрой информационных технологий. Ни одна другая сфера человеческой деятельности, ни одна другая отрасль хозяйствования не развиваются так стремительно, не демонстрируют таких темпов интенсивного и экстенсивного роста, как делают это электронные средства передачи и обработки информации вкупе с их математическим, логистическим, программным обеспечением и производственной базой.
Было бы не совсем корректно называть данный этап развития «постиндустриальным», поскольку индустрия по-прежнему остаётся материальной базой для любой экономики, однако вполне обоснованным кажется применение термина «индустриально-информационный», ибо информация отныне является одним из важнейших и незаменимых ресурсов.
Исследование Университета Южной Каролины установило, что общий объем сохранённых данных к 2007 году составил 295 эксабайт (295 миллиардов гигабайт). Согласно данным того же исследования, объём хранимой информации в пересчёте на одного человека возрос в период с 1986 года по 2007 год более, чем в 65 раз. Объём информации, ежегодно передаваемой через коммуникационные системы за тот же период в пересчёте на одного человека вырос в 168,75 раза.
По результатам исследования IDC (International Data Corporation) под названием «As the Economy Contracts, the Digital Universe Expands» («Хотя экономика сокращается, цифровая вселенная расширяется»), проведённого по заказу EMC, в 2008 году темпы роста объёмов цифровой информации на 3% превысили предыдущие прогнозы IDC. В будущем объём цифровой информации, предположительно, будет удваиваться в размере каждые 18 месяцев. В 2012 году будет создано в 5 раз больше цифровой информации, чем в 2008.
Телевидение и радиовещание охватывают большинство районов земного шара, число пользователей сети Internet превышает два миллиарда человек.
Эти цифры позволяют представить, в какой насыщенной информационной среде существует сегодня человек, насколько стремительно развитие этой среды, составляющей новую – информационную – оболочку Земли.
Указанные процессы, являясь необратимыми в рамках развития цивилизации, несут в себе и угрозы – как принципиально новые, так и традиционные, принимающие, однако, глобальный характер. В разрезе объектов, подвергающихся воздействию данных угроз, можно весьма условно выделить два уровня: институциональный и индивидуальный. На институциональном уровне объектами воздействия становятся государство и общество, их институты и организации. На индивидуальном уровне объектами воздействия становятся отдельные личности. Тем не менее, такое деление можно считать лишь упрощением, принятым для удобства рассмотрения вопроса, поскольку проблема информационной безопасности личности и общественных институтов должна рассматриваться как единый комплекс вопросов.
Появление и эволюция области знаний, объединённой современным термином «информационная безопасность», практически изначально сопровождает процесс появления и эволюции информационных угроз. Не только вред от шпионажа, но и опасности, угрожающие устоям общества, были вполне известны ещё в античные времена. Меры по сохранению и укреплению нравственного здоровья населения предпринимались как в греческих полисах, так и в древнем Риме, принимая подчас крайние формы, как, например, изгнание философов из Рима. Тем не менее, информационная безопасность индивидуума, личности, всегда стояла на последнем месте, либо уступая по признанной значимости безопасности государства и его институтов, либо вовсе не получая признания и даже определения. Продолжение этой тенденции в наше время представляется совершенно неприемлемым: именно на безопасности каждой конкретной личности в её комплексном понимании зиждется и безопасность всего человечества, как цивилизации и как биологического вида.
читать дальшеПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Чтобы определить понятие информационной безопасности личности, требуется сначала формализовать понятие информации, являющееся ключевым в данном вопросе. Однозначного, общепринятого определения этого термина не существует, более того, в различных областях знания определения данного понятия существенно различаются. В частности, информация трактуется как мера уменьшения неопределённости в сведениях человека о мире, как фундаментальное свойство материальных объектов и явлений, как совокупность неких знаний и сведений. Не вдаваясь подробно в область теории информации, примем последнее определение как наиболее подходящее для рассмотрения информационной безопасности личности.
Информация, понимаемая как совокупность знаний и сведений человека об окружающем мире, является объектом получения, передачи, хранения и преобразования. Она предполагает наличие источника информации, передающей среды и получателя информации, причём передача осуществляется в виде сообщения или сигнала, определяющего форму и представление передаваемых сведений.
Поскольку проблема информационной безопасности напрямую связана со свойствами информации, рассмотрим некоторые из них:
- синтаксис - свойство, определяющее способ представления информации в сообщении;
- семантика – кодировка сообщения в той или иной знаковой системе;
- объективность, то есть независимость от человеческого сознания, методов регистрации;
- достоверность, то есть отражение истинного положения дел;
- полнота - достаточность для понимания рассматриваемого вопроса, объекта или явления;
- актуальность;
- полезность;
- доступность.
Информация может быть как необъективной (субъективной), так и недостоверной, а также совмещать эти два состояния. Недостоверность информации может быть вызвана искажениями, как преднамеренными, так и непреднамеренными, вследствие ошибок фиксации, воздействия помех при передаче, воздействий субъективного характера.
Из рассмотрения набора свойств информации вытекает необходимость её защиты и верификации, предохранения от искажений, обеспечения доступности и правильной интерпретации получателем. Эти вопросы имеют непосредственное отношение к информационной безопасности. Что же такое информационная безопасность?
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации содержит в себе следующие определения:
«Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.»
Исходя из данного в доктрине определения, можно сказать, что информационная безопасность является системным понятием, обозначающим и комплекс мер, направленных на её обеспечение, и определённое состояние, характеризующееся надёжной нейтрализацией всех возможных угроз, определение перечня которых также становится важной задачей для достижения этого состояния.
К сожалению, доктрина даёт чрезмерно формальное, не развёрнутое представление о вопросах информационной безопасности, имеющих отношение к личности человека. Не дают его и федеральные законы Российской Федерации «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые ограничиваются защитой личных данных и регулированием отношений в сфере доступа к информации.
Представляется разумным дать следующее развёрнутое определение.
Информационная безопасность личности есть состояние, при котором:
- формирование личности не подчинено частным интересам отдельных лиц или их групп;
- человек имеет возможности для самостоятельного, независимого мышления, не подвергающегося явным или неявным воздействиям в частных интересах отдельных лиц или их групп;
- реализуется право на доступ к достоверной, полной и объективной информации, представляющей общественную и общечеловеческую значимость;
- реализуется право на защиту личной информации.
СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Поскольку простой перечень угроз для информационной безопасности личности весьма обширен и в любом случае не может претендовать на полноту, представляется необходимым классифицировать их по нескольким категориям – в известной степени условно, поскольку большая часть угроз носит комплексный характер. В качестве таких категорий можно предложить:
- источник угрозы;
- форма воздействия;
- канал воздействия;
- объект воздействия;
- цель воздействия.
В числе источников угроз могут выступать:
- Частные организации и государственные институты;
- Общественно-экономические процессы;
- Отдельные лица (криминалитет).
По формам воздействия можно выделить:
- искажение информации;
- внедрение информации;
- сокрытие информации.
Каналами воздействия выступают:
- традиционные средства массовой информации и средства массовой коммуникации;
- интерактивные средства массовой коммуникации (сеть internet);
- государственные и общественные институты (образовательная система);
- иные способы коммуникации.
Следует отличать средства массовой коммуникации в понимании канала, и их же – в понимании организации либо института: они могут одновременно являться как источником угрозы, так и каналом, при помощи которого она осуществляется.
Объектом воздействия в нашем случае является сознание человека, с его психологическими и иными особенностями. Что касается целей воздействия, то их сложность и многообразие заставляют дать предельно общую характеристику: достижение выгод и преимуществ при осуществлении тех или иных видов деятельности – как экономической, так и политической.
Характерными признаками угроз информационной безопасности личности являются:
- перманентное, длительное воздействие, которое может растягиваться на десятилетия и даже, предположительно, на сотни лет;
- неявный, скрытый характер как методов реализации угрозы, так и самого факта её наличия;
- универсальный характер, предполагающий наличие множества каналов и способов воздействия.
Иными словами, угрозы информационной безопасности личности носят всеобъемлющий, сложноструктурированный и многоуровневый характер, являясь в настоящее время неотъемлемым компонентом информационной сферы, созданной человечеством.
Важнейшей составляющей информационной безопасности личности, которой, к сожалению, уделяется меньше всего внимания в законодательстве, является безопасность мышления.
Мышление есть процесс отражения человеческим мозгом реального мира, основанный на механизмах образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со второй сигнальной системой. В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из определённой словесной формы сообщения. Мысль — форма обобщённого абстрагированного отражения действительности, процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития. Таким образом, мысль как элемент высшей нервной деятельности представляет собой результат общественно-исторического развития индивида с выдвижением на передний план языковой формы переработки информации.
Формы негативного воздействия на процесс мышления, отсюда, вытекают из особенностей данного процесса. Они могут влиять на эффективность и точность получения человеком сведений об окружающем мире, с тем, чтобы построенные на ошибочных данных суждения и умозаключения также имели ошибочный характер, приводя к желаемому для субъекта воздействия результату. Влиянию может быть подвержен механизм выстраивания отношений между понятиями, которые при этом не обязательно являются искажёнными: в этом случае из объективных и достоверных сведений могут быть сделаны ложные выводы. Наконец, воздействуя на знаковую систему, на язык человека, можно определённым образом управлять и его мышлением, «программировать» его без риска понимания происходящего со стороны объекта воздействия.
Формирование человеческой личности происходит внутри информационной среды, создаваемой обществом, фактически - под влиянием этой среды. Влияние может быть доброжелательным, нейтральным или враждебным. Определить его направленность в том или ином случае зачастую не представляется возможным, учитывая, что намерения агентов влияния могут существенно расходиться с результатом их действий. Тем не менее, можно выделить четыре основных фактора, формирующих личность человека:
- родители;
- сверстники и внесемейный круг общения;
- образовательная система;
- информационный фон.
Опасное воздействие со стороны родителей (психическая неуравновешенность, алкоголизм, асоциальное поведение в целом) является полем, которое регулируется законодательством конкретной страны и, при всех существующих недостатках, достаточно хорошо проработано.
Влияние сопутствующего взрослению круга общения во многом зависит от социально-экономического, географического положения семьи, от сознательных и грамотных мер, принимаемых родителями в процессе воспитания. Чаще всего негативное воздействие данного фактора стихийно и не направляется чьей-то волей, хотя такие явления, как целенаправленное вовлечение в наркоманию или проституцию также имеют место.
Значение образовательной системы в процессе становления личности также трудно переоценить. Именно образование формирует первичный запас знаний человека и умение распоряжаться ними. К сожалению, образование вместе с пользой способно приносить и немалый вред, либо вследствие дурной организации, либо целенаправленно. Ребёнок чаще всего не имеет навыков критического мышления, а потому легко внушаем. Сознательное искажение фактов, односторонняя оценка тех или иных событий, внедрение той или иной идеологии – вот неполный перечень того, что может дать человеку ангажированное образовательное учреждение. Ещё большее значение имеет организация самого образовательного процесса: от неё зависит, будет ли в итоге сформирована всесторонне развитая личность, способная эффективно и независимо мыслить, адекватно воспринимать и анализировать поступающую информацию, или человек-робот, «оптимизированный» под выполнение определённых социально-экономических функций в интересах правящих классов.
Информационный фон, среда, в которой происходит взросление и последующая жизнь человека, является глобальным, неизбежным и слабо поддающимся контролю фактором. Книги, игры, телепередачи, морально-психологическая атмосфера – все эти элементы могут служить средствами опасного воздействия на формирование личности, укореняя негативные стереотипы и образцы поведения, формируя ложные наборы ценностей.
Остановимся теперь на основных источниках угрозы информационной безопасности личности, существующих в нашем мире.
В первую очередь к ним относятся государства и государственные союзы. Это крупнейшие формы организации человечества, обладающие огромными ресурсами, постоянными интересами и собственным информационным пространством. Природа современных государств не подразумевает обязательного совпадения их интересов с глобальными интересами населяющих их народов: тенденция к узурпации власти узкими группами лиц в полной мере сохраняется в наше время, создавая большой простор для возникновения информационных угроз.
Немаловажной угрозой безопасности являются коммерческие организации, в первую очередь – крупнейшие транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы. По своему влиянию они приближаются к национальным государствам, превосходя многие из них, обладают обширными интересами, связанными в первую очередь с укреплением собственной экономической власти, что, зачастую, идёт в разрез с интересами общества.
Религиозные и экстремистские организации также обладают обширными интересами в информационной сфере, которая, в силу специфики их деятельности, является ключевым направлением для реализации тех или иных задач. Это делает информационную борьбу и манипуляцию сознанием человека основной деятельностью такого рода организаций.
Криминальные сообщества и маргинальные социальные группы также представляют значительную угрозу для общества и отдельных его элементов, как в силу своей природы, так и вследствие того, что могут быть использованы более крупными игроками, преследующими собственные интересы.
Особняком в этом перечне стоят средства массовой информации и массовой коммуникации. С одной стороны, медиакорпорации способны выступать самостоятельными игроками, являясь коммерческими организациями с набором собственных интересов. С другой стороны, они являются мощным оружием государств и иных структур, средством ведения информационного противоборства.
Наконец, угрозу информационной безопасности личности несут неконтролируемые процессы, происходящие в экономике и общественной жизни. К ним можно отнести снижение качества образования вследствие распада его организации, халатности или недостатка финансирования, появление опасных и вредных информационных продуктов в отсутствие государственного контроля, непрерывный рост информационных потоков, негативно воздействующий на психику людей, распространение информационных вирусов, «мусорных знаний», суеверий, утрата жизненных приоритетов под воздействием негативного информационного фона.
Вышеуказанные угрозы реализуются при помощи контроля над информационными потоками и, в целом – над информационной средой, в которой существует человек. Регуляция информационных потоков может носить характер ограничения доступа к информации, перенасыщения их информационным мусором, искажения информации или же внедрения специально сконструированных информационных объектов. Разработкой конкретных методик информационного противоборства и воздействия на личность человека занимаются как спецслужбы различных государств, так и крупные негосударственные организации, средства массовой информации, исследовательские центры и корпорации.
Какие же конкретно угрозы информационной безопасности личности представляются наиболее опасными в настоящее время?
Первая и наиглавнейшая – утрата человеком навыков аналитического, критического, независимого мышления, способности к высокой степени абстрагирования и понимания причинно-следственных связей в окружающей действительности. Этой печальной тенденции в немалой степени способствует система образования, перед которой, даже формально, более не ставится задача формирования человека-творца, универсальной, разносторонней личности. Ставка на обучение высокопрофессиональных узких специалистов, имеющих крайне скудные и отрывочные знания по смежным и общеобразовательным дисциплинам, способствует возникновению у них мозаичного, отрывочного восприятия действительности. Вместо способности находить взаимосвязи, закономерности в окружающей действительности, выстраивая целостную картину мира, современное образование делает упор на изучении большого количества фактографических данных в одной или нескольких ограниченных областях. Подобное мышление зачастую оперирует шаблонами, а шаблонное мышление предполагает наличие устоявшейся картины мира, из которой старательно удаляется всё, не вписывающееся в заданные рамки. Такой тип мышления создаёт впечатление ложной стабильности, однако несёт с собой огромный вред: мыслящий подобным образом человек не станет ни учёным, ни сколько-нибудь хорошим специалистом в области какой-либо другой творческой профессии. Эта ограниченность делает человека управляемым, поскольку он не способен увидеть контролирующие структуры, ибо они нарушают его мировоззрение. Такие люди легко становятся жертвами рекламы, маркетинговых ходов и политических манипуляций. Условно говоря, это люди, низкая степень осознания окружающей действительности которых не позволяет проникать глубже верхнего смыслового уровня информационного окружения, в то время как люди с более высокой степенью осознания окружающей действительности с большей степенью вероятности обнаружат попытку манипуляции.
Деградация морали и нравственности, формирование новой этики, отходящей от базовых понятий добра и зла, также является одной из главнейших угроз безопасности каждой личности. В отличие от традиционной, жёсткой морали, существующей в полярных координатах «добро - зло», «хорошо - плохо», элементы новой этики предполагают полностью эгоцентричную модель поведения, в которой вектор любого действия контекстуально зависим. Внедрение подобных взглядов служит разрушению ячеек общества, его атомизации, что существенно облегчает последующий контроль.
Ещё одна глобальная угроза, стоящая как перед всем человечеством, так и перед каждой отдельной личностью – систематическое и массовое искажение реальной картины окружающей действительности. Не секрет, что подавляющее количество информации человек в наше время получает опосредованно, и лишь малую часть – непосредственно. Массовые коммуникации (в лице СМИ и в виде общественных, социальных связей) обеспечивают нашу потребность в сведениях о нашем мире, но при этом с большим трудом поддаются непосредственной проверке, либо же не поддаются ей вовсе. Такая ситуация, дополненная некритическим отношением многих людей к получаемой информации, позволяет, при наличии соответствующей воли и ресурсов, не просто манипулировать человеком в тех или иных областях, но фактически формировать мир, в котором он живёт. Учитывая, что большинство информации мы получаем в опосредованном, модифицированном и отфильтрованном виде, само исходное действие утрачивает значительную часть своего непосредственного значения. Событие > наблюдение > интерпретация > наблюдение > интерпретация - такова цепочка восприятия нами действительности, в которой первый пункт может совсем отсутствовать. Таким образом, мы зачастую можем наблюдать следствие без причины, или, если быть точным, с реальной причиной, которая в корне отлична от причины декларируемой. Картина мира, сформированная таким образом, искусственна, она, по сути дела, является клеткой, в которой современная личность может быть заперта, не осознавая собственной несвободы. Такая возможность выводит опасность появления высокотехнологичных деспотий на новый уровень, делая их гораздо более устойчивыми к потрясениям. Элементы такого контроля уже опробованы и применяются на регулярной основе – их можно последовательно наблюдать на протяжении двадцатого века и вплоть до наших дней. Весьма показательны в этом плане военные конфликты с участием США: если во время войны во Вьетнаме руководство и соответствующие органы данной страны действовали на информационном фронте не слишком успешно, то череда последних конфликтов в Югославии, Ираке, Грузии и Ливии позволяет увидеть механизм формирования «искусственной реальности» во всём великолепии. При этом шансы на противодействие имеются лишь у таких крупных государств, как Россия, но даже в случае нашей страны частичное отвоевание информационного пространства после войны с Грузией задержалось на год, что обусловлено как технологической и методологической неготовностью к подобным противостояниям, так и отсутствием должной политической воли. Если же брать в качестве примера события в Ливии, можно наблюдать полное превосходство агрессора в информационном пространстве, что выливается в серьёзные затруднения при попытке реконструировать происходящие там события. Фактически, информационная кампания по обеспечению этой военной операции является первым приближением в области тотального контроля над общественным мнением не просто в рамках отдельных стран, но во всём мире.
Неявным символом этой угрозы стал вошедший в обиход термин «ньюс-мейкер» - «создатель новостей». Это определение точно передаёт суть СМИ, используемых как оружие в информационной войне: создание новостей и информационных поводов, соответствующих поставленным задачам, вместо трансляции сведений о реально происходящих событиях.
Кроме того, СМИ, в соответствии с теорией массовых коммуникаций, выполняют ещё одну немаловажную функцию – формируют «повестку дня», информационный фон, определяют, какие события будут выделены как наиболее важные, какие отойдут на второстепенный план, а какие останутся незамеченными, регулируют способ и форму подачи фактов. Это – ещё один эффективный и неявный способ манипуляции, позволяющий пустить интерес и энтузиазм аудитории по «ложному следу» без риска уличения в явном искажении и обмане при подаче материалов.
С этой функцией напрямую связана ещё одна – функция современной цензуры. Несмотря на то, что государства всё ещё пользуются прямыми запретами на распространение нежелательной для них информации, более высокую эффективность имеют неявные методы контроля, среди которых – замалчивание тех или иных событий, создание вокруг них негативного информационного фона, недопущение неугодных точек зрения в СМИ и экономические преграды на пути их распространения.
Другой аспект угрозы информационной безопасности состоит в том, что жизнь и деятельность людей в современных условиях становятся всё более уязвимыми для внешнего воздействия. В базах данных и компьютерных сетях накоплено и продолжает накапливаться огромное количество структурированной информации, касающейся всех аспектов нашего существования: информация о личной жизни, местонахождении, социальных связях, рабочей деятельности и экономической активности. Анализ и несанкционированное использование этой информации создают реальные возможности для шпионажа, манипуляции общественным сознанием, контроля над личностью и осуществления иной преступной деятельности. Сбором персональных данных занимаются не только государственные организации, но и частные структуры и даже отдельные лица, эти данные становятся объектом купли и продажи, попадают в свободный доступ. Непрерывный рост сети Internet и связанной с ней информационно-экономической инфраструктуры превращает сюжеты антиутопий, в которых каждый шаг человека контролируется, в реальность. Любое посещение информационных ресурсов, любой платёж через электронные платёжные системы оставляет свой след. Регистрационные требования сетевых ресурсов непрерывно растут, причём ни один из них не может дать гарантии, что личная информация не будет использована неправомерно. Социальные сети накапливают такой объём данных о жителях целых регионов и стран, что начинают представлять угрозу не только личной, но и государственной безопасности.
Имеются и медико-психологические угрозы информационной безопасности личности. К таковым относятся информационно-коммуникативная зависимость (интернет-зависимость, игромания, зависимость от социальных сетей), проблемы, связанные со снижением внимания и способности к восприятию информации, возникающие из-за непрерывного увеличения воздействующих на человека информационных потоков, расстройства и депрессии, вызванные необходимостью постоянно увеличивать объём усваиваемых сведений.
Все вышеперечисленные угрозы, полностью или частично, могут являться компонентами информационных войн – борьбы за доминирование в информационном пространстве и достижения за счёт этого поставленных задач (военных, экономических, иных).
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Говоря о мерах противодействия угрозам информационной безопасности личности, следует иметь в виду, что государственные структуры, чьей задачей является их реализация, могут в то же самое время выступать источником угроз. В связи с этим указанные меры могут иметь эффективность лишь в том случае, когда поддерживаются как государством, так и самой личностью.
В общих чертах концепция информационной безопасности личности представлена на рисунке 1. Объектом защиты в ней выступает личность человека в совокупности со всей информацией, необходимой для успешной реализации состояния информационной безопасности. К такой информации относятся сведения об окружающем мире и происходящих в нём процессах, имеющие общественную и общечеловеческую значимость, персональные данные и личная тайна, а также информация, являющаяся базовой по отношению к процессу мышления – язык.

Рис. 1.
Основные методы защиты включают в себя создание нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в информационной среде, реализацию зафиксированных законодательством положений соответствующими государственными органами, создание и внедрение технических средств, обеспечивающих информационную безопасность как в системах электронных коммуникаций, так и в прочих сферах жизнедеятельности, повышение уровня образования и качества мышления у населения. Реализация этих мер требует признания проблемы обеспечения информационной безопасности личности одной из важнейших задач государства, разработки методологических основ решения данной задачи, полной и всесторонней классификации информационных угроз, создания новых структур, призванных обеспечивать исполнение разработанных мер или переориентацию уже существующих органов безопасности. Рассматривать проблему информационной безопасности личности следует в комплексе отношений государство-личность и государство-государство, как единую, взаимосвязанную, многоуровневую систему, требующую проработанного, целенаправленного подхода и непрерывного контроля.
Переходя к рассмотрению конкретных мер по обеспечению информационной безопасности личности, начнём с законодательной базы. Базовыми актами информационного законодательства Российской Федерации являются законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О безопасности», «О средствах массовой информации». В них закрепляется право граждан, организаций и государства на информацию, устанавливаются их основные права и обязанности, правовой режим обработки и использования информации, порядок обеспечения информационной безопасности и гарантии реализации прав и ответственности субъектов информационных отношений.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принят 27 июля 2006 г. Основная цель закона состоит в совершенствовании правовой основы отношений в области формирования и использования информационных ресурсов, в области информатизации с учетом возрастающей роли информации в обновлении производственного, научного, организационного и управленческого потенциалов страны, в решении вопроса о включении России в мировое сообщество. Сфера действия Закона охватывает отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации (ст. 1).
Согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 3), правовое регулирование отношений в данной сфере основывается на следующих принципах:
- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
- открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем;
- достоверность информации и своевременность ее предоставления;
- неприкасаемость частной жизни;
- недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.
Законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 5) вся информация, в зависимости от порядка ее предоставления и распространения, подразделяется на следующие группы:
- информация, свободно распространяемая;
- информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
- информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
- информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно закону, обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ст. 6). Обладатель информации обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Закон определяет порядок государственного регулирования в сфере применения информационных технологий (ст. 12), использования информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 15) и защиты информации (ст.16), а также ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 17).
Закон РФ «О безопасности» принят 5 марта 1992 г. (с изменениями от 25 декабря 1992 г.). Закон является базовым в области защиты жизненно важных интересов государства. Он юридически закрепляет понятия информационной безопасности, её объектов и субъектов, определяет систему безопасности и ее функции.
В статье 13 Закона «О безопасности» указывается, что Совет безопасности РФ, являющийся конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в соответствующей области, осуществляет свою деятельность в сфере государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности. В Законе имеется положение о том, что в функции Совета, в частности, входит рассмотрение вопросов информационной безопасности, обеспечения стабильности и правопорядка. Таким образом, Совет безопасности является ответственным за состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Национальное законодательство, призванное регулировать отношения в сфере информатизации и обеспечения информационной безопасности, включает в себя и ряд других действующих законодательных актов. Перечислим и кратко охарактеризуем наиболее важные из них.
Закон РФ «О средствах массовой информации» принят 27 декабря 1991 г. (в редакции от 2 марта 1998 г.). В статье 1 закона записано, что свобода массовой информации в РФ не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации. Не подлежат ограничениям поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
В законе прямо указывается, что цензура массовой информации, а также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается. В статье 4 закона говорится о недопустимости злоупотребления средствами массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний:
- разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
- призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;
- разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганды войны;
- распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
В этой же статье запрещается использование в теле-, видео– и кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Закон РФ «О государственной тайне», принятый 21 июля 1993 г., регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности России. Положения закона отражают практическую деятельность по защите сведений, составляющих государственную тайну. Законом сохранена преемственность по вопросам защиты большинства сведений нормативного характера, позволяющая в определенной степени сохранить существующие подходы к защите информации на всех стадиях ее существования. В основу концепции Закона «О государственной тайне» положена идея переориентации существующей системы защиты информации на достижение баланса интересов человека, общества и государства, её адаптации к происходящим изменениям в системе управления в экономической, политической, военной и других сферах жизни общества, создания механизмов реализации правоотношений, способных развиваться в новых условиях.
В сфере информационно-технического и информационно-психологического противоборства основными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (коммуникационные системы), психика населения, системы формирования общественного сознания, мнения и принятия решений.
Для защиты данных объектов от негативных воздействий в ходе информационного противоборства необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения как составной части национальной безопасности страны. Данная система должна иметь широкие возможности по комплексному анализу всего информационного пространства (СМИ, электронных сетей, деятельности коммерческих, религиозных, благотворительных и прочих организаций, книгопечатной, кинематографической и мультимедийной продукции, культурных явлений) с тем, чтобы оперативно выявлять возникающие угрозы, вырабатывать концепцию противодействия им и успешно претворять её в жизнь.
Не следует, однако, забывать, что эффективность действия такой системы зависит не только от оперативно-тактических мероприятий, но и от наличия последовательно реализуемой стратегии в области информационной безопасности личности. Такая стратегия должна включать в себя научно-методическое обеспечение и программу внедрения в систему массового образования фундаментальных знаний и навыков по указанной проблеме. Более того, вне зависимости от наличия у государства подобной программы, каждый человек, желающий сохранить свою личность в неприкосновенности, должен стремиться к овладению методиками противодействия негативным информационным воздействиям. Основой для этих методик является качественное образование, развивающее навыки независимого, аналитического и критического мышления.
Каждая личность обладает определённым «горизонтом истинного суждения», областью знаний о мире, которые с высокой степенью вероятности являются истинными. Чем шире этот горизонт – тем выше степень защищённости, тем ближе к реальности модель действительности, которой оперирует человек. Расширению горизонта истинного суждения способствует накопление знаний, их проверка, систематизация, установление взаимосвязей между ними и законов, которым подчиняются наблюдаемые процессы. Разумеется, ни один человек не имеет возможности расширить свой горизонт на всё информационное пространство, занятое нашей цивилизацией, однако, даже углубляясь за его пределы почти всегда можно если и не устанавливать истину, то, как минимум, избегать попадания в ловушку субъективной реальности. Базовые навыки, требующие ставить под сомнение любую полученную информацию, сравнивать максимально возможное число источников, вычленяя различия между ними, анализировать любой текст на предмет логических, фактологических и иных несоответствий, устанавливать связи между различными событиями требуются каждому современному человеку, дабы не выступать беззащитной, неинформированной мишенью чужих манипуляций, будь то глобальная информационная война или простая рекламная кампания.
Наконец, третий аспект обеспечения информационной безопасности личности – технико-технологический. В нём можно выделить несколько основных компонентов:
- Технический – совокупность технических средств, необходимых для решения задачи по защите информации;
- Математический – совокупность методов, моделей и алгоритмов, необходимых для решения поставленных задач;
- Программный – совокупность программного обеспечения, необходимого для реализации средств защиты, в том числе встроенных в прикладные программные продукты систем безопасности и реализованных в них же стандартов по защите информации;
- Информационный – совокупность систем классификации и кодирования данных о защите информации, массивы сервисных данных.
Технический аспект обеспечения информационной безопасности личности включает в себя не только комплекс средств противодействия несанкционированному доступу и вмешательству в работу систем, имеющих отношение к персональным данным и личной информации, но и средства обеспечения её сохранности в случае катастроф, сбоев, случаев непредумышленной порчи.
Ввиду того, что развитие информационных технологий идёт опережающими темпами, количественный и качественный рост угроз технического плана также не прекращается, вынуждая непрерывно совершенствовать системы безопасности и повышать индивидуальную грамотность в данной области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующая в нашей стране система взглядов на информационную безопасность личности и методы её обеспечения является неполной и неэффективной. В то время как методы ведения информационного противоборства, манипуляции общественным мнением и сознанием, программирования поведения становятся всё более совершенными и находят всё более широкое применение, в России на государственном уровне отсутствует чёткое понимание данных проблем и методов их решения. Необходимы срочные меры по организации и проведению научно-исследовательских и организационных работ с целью создания эффективных технологий обеспечения информационной безопасности личности и государства в целом. Декларируется, но не находит практического отклика осознание непосредственной связи информационной безопасности личности с безопасностью государства и всего общества. Нет и полноценных механизмов обеспечения защиты личности от угроз, исходящих со стороны самого государства, неэффективно работают органы безопасности, призванные защищать личность от преступных действий криминальных группировок и негосударственных организаций в информационной сфере. Не реализуется право граждан на получение полной, объективной и достоверной информации: все общероссийские СМИ обслуживают интересы государства и крупных собственников, являются зависимыми.
В этих условиях на первое место выходят индивидуальные качества и способности личности, имеется острая необходимость повышения уровня сознательности, информированности, критичности граждан, самообразования с целью получения более точной картины мира и эффективной защиты собственного мышления от посягательств.