![Jeffkoons08](http://assets0.tandp.ru/system/images/13786/large/jeffkoons08.jpg?1340963198)
© Jeff Koons
Британский нейрохирург и автор множества статей про научный атеизм Джонатан Парараджасингхем смонтировал видеозапись, в которой собрал воедино 50 интервью с признанными мыслителями в области физики, химии, философии и психологии. Они поделились своим мнением о вере в бога и жизни после смерти. Ноам Хомский, Бертран Рассел и Гарольд Крото — «Теории и практики» публикуют подборку самых интересных высказываний о религии.
читать дальше
![1atkins](http://assets0.tandp.ru/system/images/13797/default/1atkins.jpg?1340965190)
профессор химии в Оксфорде
«Я думаю, что теология борется с фантомами. Теологи изобрели удивительную вещь — эту практически самодостаточную дисциплину, которая никак не пересекается с физической реальностью. Они сочинили самые разные теории и мысленные конструкции, с помощью которых долгое время пытались наставлять человечество на путь истинный. Одна из таких теорий — о божественной цели. Богословы утверждают, что существует некая предопределенность, которую наука не в силах объяснить. Это типичная теологическая концепция. Они не уважают — и поэтому недооценивают — силу человеческого интеллекта. Они постоянно повторяют этот одновременно наивный и обезоруживающий «аргумент» о неисповедимых путях господних, который ни в коем случае нельзя подвергать сомнению. Это красивые слова, но они лишены всякого смысла. С какой стати, спрашивается, у всего на свете должна быть своя цель и свое назначение?»
![2black](http://assets0.tandp.ru/system/images/13796/default/2black.jpg?1340965185)
профессор философии в Кембридже
«О нет, в религиозном плане я — безнадежный скептик. Я думаю, вся эта мифология — прекрасный материал для хорошей комедии, воистину человеческой комедии! Наука оперирует понятиями и явлениями из реального мира — чувственно постижимыми. А богословие пытается проникнуть в потустороннее, в нечто, что находится за или над реальностью. Дэвид Хьюм говорил, что у религии ничего не получается, потому что подобные начинания просто-напросто бессмысленны. Все по-настоящему полезные идеи касаются того мира, в котором мы находимся. Поэтому лучше бы религия помалкивала!»
![3pinker](http://assets0.tandp.ru/system/images/13795/default/3pinker.jpg?1340965180)
профессор психологии в Гарварде
«Я — когнитивный психолог, и я придерживаюсь натуралистского подхода к вопросу о человеческом разуме. Иными словами, человеческий разум — следствие существования мозга, а мозг — результат эволюции. Я уверен, что нет никакой надобности придумывать некую метафизическую душу для того, чтобы объяснить работу нашего разума. Потому что существуют вполне доказуемые теории о человеческой природе — взять хотя бы нейробиологию или генетику. И если вы вдруг захотите ответить на главные вопросы бытия, вы с легкостью можете обойтись без отсылок к эзотерическим сущностям и божественному началу».
![4chomski](http://assets0.tandp.ru/system/images/13794/default/4chomski.jpg?1340965178)
профессор лингвистики в MIT
«Я пытаюсь изо всех сил не верить и стараюсь исходить из того принципа, который провозгласил в свое время Бертран Рассел: необходимо держаться подальше от домыслов о жизни после смерти и верить только тому, чему можно найти подтверждение или доказательство. И единственное возможное исключение из этого правила — вера в идеалы. Например, в равенство, свободу и справедливость. Я бы даже сказал, что это не вера вовсе, это — верность».
![5rees](http://assets0.tandp.ru/system/images/13793/default/5rees.jpg?1340965176)
королевский астроном
«Наука учит нас, что даже самые простые вещи сложны для понимания. И это заставляет меня с подозрением относиться к любому, кто утверждает, что у него есть простая теория, объясняющая природу всего сущего. То есть я — в какой-то мере пессимист. Думаю, что максимум, на который мы можем рассчитывать, — это объяснять устройство окружающей действительности посредством неких условных метафор и допущений. Соответственно, я полагаю, что мы никогда не сможем похвастаться абсолютным пониманием мироздания. Тем не менее сам я точно не принадлежу к числу тех, кто мог бы принять какую бы то ни было религиозную догму».
![6russel](http://assets0.tandp.ru/system/images/13792/default/6russel.jpg?1340965175)
философ, лауреат Нобелевской премии по литературе
«Я изучил христианские догмы и историю противостояния людей верующих и неверующих. И все доводы в пользу существования бога выглядели настолько неубедительно с точки зрения логики, что я сделал вывод: нет никакой практической пользы в вере в недоказуемые вещи. Ведь тут налицо логическая ошибка: утверждение либо истинно, либо — нет. Если оно истинно — верю, если нет — не верю. И если вы не в силах доказать истинность утверждения, то вы обязаны воздержаться от всяких домыслов и суждений по этому вопросу».
![7giaconni](http://assets0.tandp.ru/system/images/13791/default/7giaconni.jpg?1340965169)
лауреат Нобелевской премии по физике
«Каждое иррациональное убеждение несет в себе настоящую угрозу. Оглянитесь вокруг — главная причина проблем в обществе заключается в том, что люди действуют иррационально, потакают своей невежественности. Мне бы хотелось, чтобы с помощью науки можно было добиться сознательности человека. К сожалению, нам пока что не удалось достичь этой цели. Сегодня мы не более рациональны, чем в свое время были древние греки».
![8cox](http://assets0.tandp.ru/system/images/13790/default/8cox.jpg?1340965164)
физик, исследователь в CERN
«Можно сказать, что я чувствую себя более комфортно благодаря моей вере в Неизвестное. В этом — весь смысл науки, не так ли? Где-то там есть вещи, миллиарды явлений, о которых мы ничего не можем знать. И то, что мы о них ничего не знаем, восхищает меня и пробуждает во мне желание отправиться туда и все разузнать. Это и есть цель науки. Поэтому мне кажется, что если мысль о существовании Неизвестного заставляет вас чувствовать себя неуверенно, то вам лучше не заниматься наукой. Мне не нужен готовый ответ — точнее, готовые ответы — на все вопросы. Для меня самое важное — возможность самому найти и сформулировать их».
![9croto](http://assets0.tandp.ru/system/images/13789/default/9croto.jpg?1340965163)
нобелевский лауреат по химии
«Я атеист, и мне кажется, что большая часть ученых разделяют мое отношение к религии. Есть некоторые, которые верят в бога, но все-таки более 90% всех крупных исследователей — не религиозны. Мы применяем научные методы в своей повседневной жизни — я считаю, что это моя главная интеллектуальная задача. Не то чтобы я не нуждался в некоторой мистической составляющей — я просто-напросто ее не признаю. К тому же, верующие люди — крайне уязвимые создания. Они неразборчивы в своих убеждениях, такие люди могут добровольно принять за чистую монету древние убаюкивающие сказочки, о достоверности которых даже не приходится говорить. Они меня беспокоят, потому что многие из них — влиятельные люди, от их решений зависят судьбы миллионов. Отвечают ли они за свои дела? Сомнительно. Если они готовы поверить в такие небылицы, то возникает вполне резонный вопрос: как далеко они могут зайти в своей легкомысленной иррациональности? Не отразится ли эта прихоть на моей жизни?»
![10susskind](http://assets0.tandp.ru/system/images/13788/default/10susskind.jpg?1340965161)
профессор теоретической физики в Стэнфорде
«Я не верю в то, что Вселенная была целенаправленно создана неким абсолютом. Я верю, что она появилась в силу тех же причин, что и человек. Разумеется, до Дарвина все выглядело так, как будто человека создал творец. Это вполне естественная мысль: только сущность еще большей сложности — нечто непостижимое и совершенно прекрасное — может сконструировать столь непростой организм и головной мозг. Однако потом этому нашлось намного более прозаичное объяснение — человек, как выяснилось, появился в результате случайной мутации, произошедшей всего лишь из-за перемены в химическом составе атмосферы. Какие-то виды оказались более успешными, какие-то — не очень, кто-то выжил, кто-то — нет. Так что, по справедливости говоря, человека создала другая троица — случайность, статистика и законы физики. Думаю, что примерно то же самое можно сказать о Вселенной».
![11%d0%baichardson](http://assets0.tandp.ru/system/images/13787/default/11%D0%BAichardson.jpg?1340965159)
лауреат Нобелевской премии по физике
«Я не верю в какого-то антропоморфного бога, который каким-то чудесным образом сотворил Вселенную. Что касается жизни после смерти, то все, что я могу сказать по этому поводу: «Было бы здорово!» Но у меня нет ни малейшего основания думать, что она существует».
@музыка: Тишина
@темы: Наука и техника, Общество, Идеалы
Ну и еще одно подтверждение воинствующей религиозности атеизма. А ведь я только вчера разбирал "математическое" доказательство Вассермана...
Это не вопли. Физик в самом деле не может быть верующим, это что-то ненормальное. Подавляющее число учёных - атеисты, сие есть факт, соответствующие опросы проводились. И это естественно.
Астрономия галактик: Уильям Гершель (1738-1822)
Бактериология: Луи Пастер (1822-1896)
Вычислительная техника: Чарльз Бэббидж (1792-1871)
Генетика: Грегор Мендель (1822-1884)
Гидравлика: Леонардо да Винчи (1462-1619)
Гидрография: Мэтью Мори (1806-1873)
Гидростатика: Блез Паскаль (1623-1662)
Гинекология: Джеймс Симпсон (1811-1870)
Гляциология: Жан Луи Агассиз (1807-1873)
Динамика: Исаак Ньютон (1642-1727)
Динамика газов: Роберт Бойль (1627-1691)
Естественная история: Джон Рей (1706-1627)
Исчисление: Исаак Ньютон (1642-1727)
Ихтиология: Жан Луи Агассиз (1807-1873)
Механика жидкостей: Джордж Стоке (1819-1903)
Небесная механика: Иоганн Кеплер (1671-1630)
Неэвклидова геометрия: Берихард Риман (1826-1866)
Обратимая термодинамика: Джеймс Джоуль (1818-1889)
Океанография: Мэтью Мори (1806-1873)
Оптическая минералогия: Дейвид Брюстер (1781-1868)
Палеонтология: Джон Вудворд (1666-1728)
Палеонтология позвоночных: Жорж Кювье (1769-1832)
Патология: Рудольф Вирхов (1821-1902)
Пространственный анализ: лорд Рэлей (1842-1919)
Систематическая биология: Карл Линней (1707-1778)
Сравнительная анатомия: Жорж Кювье (1769-1832)
Статистическая термодинамика: Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879)
Стратиграфия: Николаус Стено (1638-1686)
Теория поля: Майкл Фарадей (1791-1867)
Теория моделей: лорд Рэлей (1842-1919)
Термодинамика: лорд Кельвин (1824-1907)
Термокинетика: Гемфри Дэви (1778-1829)
Физическая астрономия: Иоганн Кеплер (1671-1630)
Химия: Роберт Бойль (1627-1891)
Химия изотопов: Уильям Рамзай (1862-1916)
Хирургическая антисептика: Джозеф Листер (1827-1912)
Электродинамика: Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879)
Электромагнетизм: Майкл Фарадей (1971-1867)
Электроника: Амброз Флеминг (1849-1946)
Энергетика: лорд Кельвин (1824-1907)
Энтомология: Жан Анри Фабр (1823-1916)
Или твой вклад в науку как атеиста неизмеримо больший, так что эти имена мы можем легко отбросить, как некую мелкую ненормальность?
Но как бы то ни было в списке хватает ученых XIX и даже начала XX века, когда и появилась мода на атеизм. Т.е. о принудительной религиозности в половине случаев речи быть не может.
ОК, XX век (тут, возможно не все христиане, но большинство):
Алайя, доктор Хуберт Н. - профессор химии Принстонского Университета. Один из выдающихся ученых США в области химии.
Алберти, доктор Роберт А. - декан факультета естественных наук Массачусетского Технологического Института (один из наилучших институтов США).
Андерсон, доктор Артур Г. - директор научно-исследовательского Центра Интернациональной Корпорации вычислительных машин. (Всемирно известная, крупнейшая корпорация по изготовлению счетно-вычислительных машин.)
Андерсон, доктор В. Эльвинг - профессор генетики и заместитель директора Института Генетики университета штата Миннесота, США.
Аулт, доктор Уэйн Ю. - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по изучению изотопов. (Первая в мире коммерческая лаборатория, выполняющая датировку радиоуглеродным методом и радиоактивным изотопом водорода.)
Аутрум, доктор Ханйохем - декан факультета естественных наук Мюнхенского Университета, один из выдающихся немецких ученых.
Байрон, доктор Ралф Л. - начальник отдела общей хирургии и онкологической хирургии (опухоли). Директор госпиталя для больных раковыми и родственными раку заболеваниями. (Всемирно известный госпиталь "Город Надежды" в Лос-Анжелосе, США.)
Бидл, доктор Георг В. - директор научно-исследовательского института биологической медицины Американской Медицинской Ассоциации, лауреат Нобелевской премии в области физиологии.
Борн, доктор Макс - заслуженный профессор физики (в отставке) Геттингенского Университета, а также Эдинбургского Университета. Лауреат Нобелевской премии в области физики.
фон Браун, доктор Вернер - часто называемый человеком, превыше всех ответственным за успешный запуск астронавтов на луну, США.
Брукс, доктор Харви - декан факультета инженерных наук и прикладной физики Гарвардского Университета (наиболее влиятельного университета США).
Бурке, Волтер Ф. - управляющий отделом ракет и космических кораблей Авиационной Корпорации Мак Доннеля. Руководитель по конструированию, сооружению и запуску космических капсуль "Меркури" и "Джемини". Выдающийся эксперт по космическим полетам.
Бьерке, Алф X. - президент Корпорации Бьерке по изготовлению красок в Осло (Норвегия). Один из выдающихся норвежских экспертов в области химии.
Бьюб, доктор Ричард X. - профессор материаловедения и электротехники Стенфордского Университета. Автор более ста научных книг и статей.
Валленфельс, доктор Курт - директор Института Химии, университет в городе Фрейбурге, Германия.
Вальдман, доктор Бернард - декан факультета естественных наук университета Нотр Дам в штате Индиана, США.
Ван Иерсель, доктор Ян. Я. - профессор экспериментальной зоологии, Лейденский Университет, Голландия.
Вестфаль, доктор Вильгельм X. - заслуженный профессор (в отставке), Технический Университет в городе Берлине, Германия.
Вильфонг, доктор Роберт Е. - технорук фабрики по изготовлению нейлона Корпорации Дю Понта, величайшей химической компании в мире. Первый химик, работавший в области выпуска "орлона", "кентриса" и многих других тканей для космических полетов.
Винанд, доктор Леон Ж. Ф. - декан факультета естественных наук Льежского Университета в Бельгии.
Вольф-Хайдеггер, доктор Гергард - профессор анатомии университета в городе Базеле, Швейцария.
Ворчестер, доктор Уиллис Г. - декан факультета инженерных наук Политехнического Института в штате Вирджиния, США.
Гьотеруд, доктор Олэ Христофор - профессор физики университета в городе Осло (Норвегия), один из наиболее выдающихся физиков Норвегии.
Дана, доктор Джеймс Двайт - декан факультета геологии Принстонского Университета, один из величайших геологов США.
Джаунси, доктор Джеймс X. - глава департамента естественных наук и математики, Королевский Колледж, Австралия. Он получил 10 ученых степеней от всемирно известных университетов. Автор 2-х книг об управляемых ракетах и 500 научных статей. Советник по вопросам техники правительства Австралии во время Второй мировой войны.
Джейкен, доктор М. - профессор теоретической биологии Лейденского Университета в Голландии.
Джелинек, Ульрих - президент Промышленной компании Северна в штате Нью Джерси, США. Всемирно известный изобретатель и конструктор приборов и систем для исследования космоса.
Дэйвис, доктор Стефан С. - декан факультета архитектуры и инженерных наук Университета Ховард в Вашингтоне, дистрикт Колумбия.
Дюшезн, доктор Жюль С. - председатель департамента атомной молекулярной физики Льежского Университета в Бельгии.
Инглис, доктор Давид Р. - старший физик, Национальная лаборатория Аргон, Иллинойс, США.
Комар, доктор Артур Б. - декан Бэльферского факультета естественных наук; Университет Ешива в городе Нью-Йорке, США.
Куп, доктор Эверт - главный хирург детского госпиталя в городе Филадельфии, США. Один из наиболее известных хирургов Америки.
Куш, доктор Поликарп - лауреат Нобелевской премии в области физики.
Ломбард, доктор Августин - профессор геологии. Бывший декан факультета естествознания Женевского Университета, Швейцария.
Лонсьо, доктор Оле М. - профессор физики в университете города Осло. Норвегия.
Мандель, доктор Мишель - профессор физической химии, Лейденский Университет, Голландия.
Милликан, доктор Роберт А. - лауреат Нобелевской премии в области физики.
Пиккард, доктор Жак Е. - инженер-океанограф и консультант, Авиационная Корпорация Груммана, Флорида, США.
Пил, доктор Магнус - профессор физики. Бывший декан факультета математики и естествознания в Копенгагенском Университете, Дания.
Ридберг, доктор Ян X. - декан факультета ядерной химии, Технологический Институт Чалмерса; Готенбург, Швеция.
Смарт, доктор В. М. - профессор астрономии, кафедры, учрежденной английским королем; университет в городе Глазго, Шотландия. Один из величайших британских астрономов.
Танген, доктор Роальд - декан факультета математики и естествознания; университет в городе Осло, Норвегия.
Форсман, доктор Вернер - глава департамента хирургии большого госпиталя в Дюссельдорфе (Германия), лауреат Нобелевской премии в области медицины.
Фридрих, доктор Джон П. - главный химик департамента Агрикультуры США (Северная Районная научно-исследовательская лаборатория).
Хайнек, доктор Дж, Аллен - директор астрономического научно-исследовательского центра Линдхаймера (Северо-западный Университет, Иллинойс, США).
Хансен, доктор Артур Г. - президент университета Пурдью. Бывший декан факультета инженерных наук и президент Технологического Института в штате Джорджия, США.
Хирн, доктор Вальтер - профессор биохимии университета штата Айова. Член Американской Ассоциации "За прогресс в науке". Его научно-исследовательские труды обсуждались на международных научных конгрессах.
Циглер, доктор Карл - директор Института Макса Планка (для научно-исследовательской работы в области угольной промышленности). Город Мюльхайм, Германия (Рурская область), лауреат Нобелевской премии в области химии.
Шоу, доктор Джеймс - профессор биохимии Гарвардского Университета (в течение 23-х лет); директор научно-исследовательской лаборатории Гарвардского Университета.
Энгстром, доктор Элмер В. - начальник-администратор Радио-Корпорации США; всемирно известный ведущий ученый, пионер в области цветного телевидения (1930 г.). Ему присвоена ученая степень почетного доктора наук четырнадцатью университетами.
Эренбергер, доктор Фридрих - специалист в области аналитической химии, Компания Химических Красителей; Кельхайм, Германия.
Юнг, доктор Карл - один из величайших психологов всех времен, имеющий всемирно призванный авторитет. Швейцария.
Алберти
"Вы не можете быть настоящим ученым, если вы не верите, что вселенная реальна! Если бы Бог захотел "подшутить" над ученым, то последний не мог исследовать законы природы и полагаться на постоянно меняющиеся данные науки. Вся жизнь ученого основана ведь на уверенности, что вещи или явления, хотя и могут быть таинственными и непостижимыми, но все же они связаны и согласованы между собою".
Алайя
"Это чудесно, насколько активны члены нашего отдела химии в церковных делах. Это большая неправда, что ученые в большинстве - атеисты".
Аутрум
"Я не верю, что процент верующих в Бога среди ученых меньше, нежели среди других профессий".
Бьерке
"Современная наука не убила фундаментальные истины Библии. Я верю в Бога, я верю в Иисуса, и я верю в Библию".
Бурке
"Духовное возрождение в последнее время проникло и в среду ученых, занимающихся исследованием космоса. Редко встречается такой день, чтобы я не слышал на моей работе разговоров на духовные темы. Некоторые инженеры и учение исповедуют свою христианскую веру, о чем бы я никогда не поверил, если бы не слышал сам. Я стоял около ракеты и молился об Аллене Шепперд до его полета, и я не видел ни одного сухого глаза вокруг меня".
Борн
"Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди".
Дейвис
"Большинство ученых, если... к ним присмотреться -религиозные люди. Я верю в Бога в Его трех ипостсях. Вся сила, которая нас окружает, была воплощена в Иисусе Христе. Он всегда действовал и будет действовать, отвечая на нужды и молитвы людей".
Дюшезн
"Связь науки с религией никогда не была такой близкой и тесной, как в наше время. Ученые, изучающие космическое пространство, открыли так много прекрасного и неожиданного, что теперь труднее сказать ученому, что Бог не существует. В этом вопросе не может быть двух мнений".
Эренбергер
"Я не думаю, что настоящий ученый может быть атеистом".
Энгстром
"Я не думаю, что Создатель имел намерение нас всех уничтожить. Христианское служение... чтобы делать то, что хорошо для твоего ближнего. Моя жена и я -члены одной маленькой самостоятельной церкви. Первая ответственность этой церкви - приводить людей ко Христу и воспитывать их в вере".
Форсман
"Бог создал мир и дал миру законы. Эти законы остаются без изменений. Духовные замыслы и силы этого мира также неизменны".
Фридрих
"Искренние ученые - мыслящие люди. Они понимают, что число вопросов растет быстрее, чем ответы на них. Это приводит их к вере в Бога. Я верую, что Бог является Создателем всего мира. Он держит всю вселенную и смотрит за всем, что находится в ней. Он - больше, чем первопричина, и только Он может отвечать на молитвы".
Хайнек
"Я знаю очень немногих ученых, которые говорили мне, что они - атеисты. Я знаю многих астрономов, которые определенно верующие люди. Они имеют большое уважение ко вселенной и к Тому, Кто ее создал. Религия не имеет никакого значения, если она не проявляется в ежедневной жизни человека".
Инглис
"Мы видели дело рук Создателя в этом мире, что неведомо другим людям. Загляните в биологию, посмотрите на любой орган человеческого тела или даже на самое маленькое насекомое. Вы найдете там столько удивительного, что вам не хватит жизни на изучение. Это дает мне и многим моим сотрудникам чувство, что есть что-то великое и прекрасное. Это Некто является причиной создания вселенной, и эта Причина не может быть нами понята".
Джаунси
"Нет основательной причины, почему ученый не может верить в Бога и Библию, а также, почему религиозный человек должен отвергать научные открытия".
Джелинек
"Почти каждый американский спутник, который пролетает вокруг земли, имеет наши части. Я интересуюсь новыми открытиями. Кто не интересуется этим? Но я имею также привычку один раз в год прочитывать Библию и в ней всегда нахожу поразительно новое".
Джейкен
"Большинство ученых - религиозные люди".
Комар
"Опасная вещь... чтобы дать науке полный контроль. Если дать вычислительной машине (компьютеру) проблему, как достигнуть мир во всем мире, то компьютер даст ответ: "Уничтожить всех людей".
Ломбард
"Моя религиозная философия открывает мне радостный путь жизни. Эта система работает хорошо. Она дает мне настоящую свободу мысли и свободу взгляда на вещи и людей. Я думаю об этом, как о положительном опытном доказательстве".
Лонсьо
"Мы имеем такой же большой процент физиков, принимающих участие в церковной работе, какой можно найти среди остального населения в том районе, где я живу".
Мандель
"Я имею друзей, которые являются хорошими учеными и в то же время - религиозные люди. И это - не случайно, а по-настоящему верующие люди".
Милликан
"Я не могу представить, как может настоящий атеист быть ученым".
Смарт
"В пространстве мы теперь узнали о многом, но вера в Создателя нужна теперь, как она нужна была всегда".
Ван Иерсель
"Очень важно, чтобы рядовые люди знали, что современные ученые не такие атеисты, какими они были когда-то. Возможно, что те ученые, которые не были атеистами, ничего не говорили о своей вере. Среди европейских ученых разговор о религии считается вполне уместным. Я верю в Бога, который имеет прямое отношение к этому миру. Творение не связано временем. Процесс творения и сегодня в действии. Бог заботится об этом.
Я люблю разговаривать о религии с моими коллегами и при этом не чувствую себя неудобно. Евангелие стало для меня Благой Вестью, и я верю в это".
фон Браун
"Полет человека в космос является величайшим открытием, но в то же время - это только маленькая скважина в невыразимое богатство межпланетного пространства. Наш взгляд через эту маленькую замочную скважину на великие тайны вселенной только подтверждает нашу веру в существование Творца".
Вальдман
"Большинство наших студентов вполне активны в церковном деле. Молодые ученые гораздо больше интересуются вопросами религии, нежели своими личными делами".
Ворчестер
"Среди рядовых членов и служителей церкви, которую я посещаю, имеется немалое количество людей из научного и технического мира. Мы имеем много инженеров, которые являются членами церковных комитетов в разных церквах. Мы даже имеем из нашей среды несколько активных благовестников. Некоторые из них имели специальную подготовку как служители церкви. Мне приходилось работать со многими учеными, и только некоторые не верили в Бога".
Другой малоизвестный факт: атеисты намного законопослушнее, чем верующие.
Тюремная статистика США говорит о том, что в тюрьмах сидят: католиков - 39%, протестантов - 35%, мусульман - 7%, иудеев - 2%, атеистов - 0,2% (при том, что доля атеистов в США 8-16%).
А вот данные российских тюрем: к верующим себя относят 84% преступников, при этом 76% из них - православные.
Существует четкая связь между количеством верующих и уровнем жизни страны. В развитых странах с высоким уровнем жизни процент верующих значительно меньше, чем в странах с низким уровнем жизни:
Швеция - верующих 23%
Дания - 31%
Норвегия - 32%
Франция - 34%
Нидерланды - 34%
Великобритания - 38%
Более детальная статистика (таблица ниже) беспощадна к верующим. Цифры показывают, что высокий уровень религиозности тесно связан с низким уровнем интиллекта, при этом процен бедных среди них выше, выше процент убийств и воров, больше разводов. Это отражается и на политических взглядах - среди них больше консерваторов, чем либералов.
И наоборот: чем ниже уровень религиозности, тем выше средний уровень IQ, меньше преступность, меньше разводов, меньше бедности, а люди чаще придерживаются либеральных взглядов.
Связь образования и религиозности видна и на другом примере: по данным журнала Nature, процент верующих среди ученых таков: среди математиков 14% верующих, среди физиков - 7,5%, среди биологов - всего 5,5%.
www.publishe.ru/modules.php?name=News&file=arti...
Ссылки на источники там же.
Нельзя средства математики использовать совершенно бездумно. Когда я преподавал студентам эту дисциплину, то в качестве примера приводил корреляцию между IQ и размером обуви, но давай рассмотрим твои примеры:
Бытует мнение, что разводов в религиозных семьях меньше. В действительности семьи атеистов прочнее: процент разводов у атеистов и агностиков равен 21% против 24-27% у христиан и 30% у иудеев.
Эта информация имела бы смысл, если бы были приведены данные о проценте семей (с детьми) у атеистов. А так это идеальное средство от развода: просто не жениться.
Тюремная статистика США говорит о том, что в тюрьмах сидят: католиков - 39%, протестантов - 35%, мусульман - 7%, иудеев - 2%, атеистов - 0,2% (при том, что доля атеистов в США 8-16%).
А не путаем ли мы тут причину и следствие? Многие обращаются именно в тюрьмах, тем более, что их там пичкают соотв. брошюрками (я хоть и не сидел в Америке, но держал в руках "Gideon's Bible"). Несомненно часть заключенных изображает "перемену ума" ради досрочного освобождения и прочих плюшек.
Существует четкая связь между количеством верующих и уровнем жизни страны. В развитых странах с высоким уровнем жизни процент верующих значительно меньше, чем в странах с низким уровнем жизни.
В перечисленных странах огромный процент гомосексуалистов и прочих извращенцев, это поддерживается правительством, а за цитату из библии о "мужеложцах" сажают в тюрьму. Так что с "демократами" нам действительно как-то не по пути (аналогично мусульманам, иудеям)...
Хотя лютеране уже поддались: можно ждать прироста "христиан" и в "цивилизованных" странах.
Связь образования и религиозности видна и на другом примере: по данным журнала Nature, процент верующих среди ученых таков: среди математиков 14% верующих, среди физиков - 7,5%, среди биологов - всего 5,5%.
Я думаю, процент действительно верующих в принципе не может быть выше 5-10%. Ученые всего лишь не боятся говорить о своем мировоззрении (они больше оторваны от традиционного) и у них есть потребность четко сформулировать позицию.
Но вот тут меня больше интересуют не проценты (я ведь согласен, что среди ученых много атеистов), а конкретные имена. Можно вычеркнуть из науки христиан или нет?
И для чего здесь процент семей? И без того ясно, что статистика по разводам - это относительные, а не абсолютные данные.
Вот это вполне возможно, но надо иметь в виду, что преступников больше в менее грамотных средах, и там же больше верующих. Хотя прямую корреляцию тут выводить, конечно, не стоит.
А это-то тут при чём?.. Речь ведь не об извращенцах, а о верующих. В СССР вот было и верующих мало, и извращенцев.
Но вот тут меня больше интересуют не проценты (я ведь согласен, что среди ученых много атеистов), а конкретные имена. Можно вычеркнуть из науки христиан или нет?
А зачем вычёркивать из науки христиан? Лично мне они не мешают. Вопрос лишь в том, что чем глубже человек погружается в науку, тем менее он религиозен, по крайней мере, в классическом понимании. Наука, так или иначе, плохо совместима с принципами и догмами веры.
Мне представляется, что этот опрос строится наиболее простым способом: у разведенных спрашивается вероисповедание. Например на 100 разведенных: 10 атеистов, 40 христиан и 40 иудеев (соотв проценты). А сопоставить это с тем, что на 100 женившихся тоже 10 атеистов, 40 христиан и 40 иудеев ни у кого руки не доходят.
А это-то тут при чём?.. Речь ведь не об извращенцах, а о верующих. В СССР вот было и верующих мало, и извращенцев.
При том, что "цивилизованные" страны с некоторых пор — агрессивная для христиан/мусульман среда. Так же как и СССР в свое время (по другим причинам). Т.е. дело не в грамотности населения, совсем другой фактор решает.
Или мне всё же привести пример с IQ и размером обуви?
А зачем вычёркивать из науки христиан? Лично мне они не мешают. Вопрос лишь в том, что чем глубже человек погружается в науку, тем менее он религиозен, по крайней мере, в классическом понимании.
Мне думается, что Карл Юнг предельно глубоко "погрузился" и это не сделало его менее религиозным. Твои слова имели бы смысл, если вычеркнуть имена людей, которые я привел. Поскольку ты продолжаешь настаивать на том, что "наука, так или иначе, плохо совместима с принципами и догмами веры", я делаю вывод, что ты их таки вычеркнул.
++ Замечу на всякий случай, что я не утверждаю того, что "наука хорошо совместима с принципами и догмами веры". Это разные плоскости, поэтому тут даже дискутировать сложно. Всё равно, что ты бы сказал: "наука и искусство принципиально несовместимы". Понятно, что выводить из одного другое не вполне разумно, но с какой стати наука должна исключать искусство, какие для этого вообще могут быть аргументы? Разве что "потому что гладиолус"...
Зачем их вычёркивать, я не понимаю? Их просто меньше, гораздо меньше. Период до двадцатого века, по понятным причинам, не берём.
Она что, внезапно стала агрессивной? Не дядя же её такой сделал, а само население.
Несовместимость подразумевает, что их не должно быть (или они должны быть ущербны по сравнению с учеными-атеистами).
Ну вот как тезис "имбецильность несовместима с научными исследованиями" подразумевает, что ученых-имбецилов нет в принципе.
Она что, внезапно стала агрессивной? Не дядя же её такой сделал, а само население.
Отчасти само население, отчасти манипуляции этим населением (сторонними дядями и собственными лидерами).
Так же как постепенная популяризация гомосексуализма, кстати... точно так же!
Я, вот, и первое, и второе отказываюсь считать критерием развитости общества, это даже не побочный эффект прогресса, а симптомы смертельной болезни.
Несовместимость в данном случае не абсолютная, но значительная. Вроде как калекам трудно заниматься спортом, но если очень хочется - то можно.
А сторонние дяди - они кто? Не с Марса же прилетели. Естественный, я бы сказал, процесс.
Т.е. все основные тенденции развития Швеции, Дании, Норвегии, Франции, Голландии и Великобритании ты считаешь естественными и прогрессивными?
++ Совершенно не в тему, просто хочу посоветоваться:
Как ты считаешь, Путину присуща мелкая мстительность?
Естественными - да. Большинство их них. Прогрессивными - нет. Опять же, большинство их них.
Вообще не представляю. Но, по крайней мере, она вполне может быть ему присуща, ибо я не склонен считать его человеком великих достоинств.