Внезапно обнаружил, что в современной русской фантастико-приключенческой литературе прочно укоренился образ "сурового мужика". Вернее, обнаружил я это давно, но осознал лишь сейчас. Не то, чтобы я имею что-то против конкретно этого образа, но засилье суровых мужиков несколько надоедает. Надо сказать, что почти все книжные суровые мужики имеют между собой кое-что общее: они в меру циничны, в меру романтичны, частенько используют чёрный юмор и пользуются однозначной популярностью у противоположного пола. Набор биографий и профессий разнится, но в определённых пределах: СМ (сокращение от Суровый Мужик) чаще всего - бывшие либо нынешние работники правоохранительных органов, военнослужащие или сотрудники спецслужб. Обычно в офицерском чине не выше майора. Если сотрудник бывший, то ныне он зачастую является работником неких частных организаций, промышляющих наёмничеством, охраной, расследованиями.
Внешние признаки СМ-ов - лёгкая небритость либо, напротив, аристократическая синева отскобленных щёк и накачанность мускулатуры. Владеют приёмами рукопашного боя, различным оружием, водят машину/истребитель/танк/летучий корабль, но если надо - и на балу станцуют весьма искусно. Решительны и отважны. Попадая в другие миры, нередко становятся князьями/королями/герцогами.
Для представителей данного вида характерны умение своими силами выкручиваться из любых переделок и спокойствие в критических ситуациях. Иногда могут вставить крепкое слово, но сильно этим не злоупотребляют. Часто имеют в прошлом моральную травму любовного или предательского характера, поэтому на начало истории многие СМ-ки пребывают в меланхолично-депрессивном безделье, откуда их и вытряхивает водоворот событий.
Что вспомню об этих интересных особях - допишу. В целом можно назвать это явление собирательным образом Настоящего Мужчины, как его понимают авторы. Кстати, если автор - женщина, СМ получается несколько утончённей и благородней. Увы, следование единому собирательному образу несколько вредит разнообразию типажей и характеров в данном жанре.
В отдельных, клинических, случаях, автор сублимирует в подобного героя свои комплексы: апофеоз такого отношения я встретил в книге "Стратег" некоего Александра Смирнова. В героя этой книги влюблялись абсолютно все женщины в радиусе километра, от секретарш до офицеров спецназа, отдельно (и несколько раз) упоминается, что оный герой обладал внушительных размеров половым органом, а ко всему этому плюсуется непогрешимость в принимаемых решениях. Бедный, бедный Александр Смирнов...