И о причинах. Разумеется – по моему личному, совершенно не экспертному мнению, поскольку в специальных организациях я не работаю, а из администрации президента мне, увы, не докладывают. Однако информации довольно много, закономерности есть закономерности, и предположить кое-что всё же можно.
О глобальных предпосылках к войне упоминать сейчас особого смысла нет, это тянет на серьёзный научный труд, но более-менее погружённым в данный вопрос людям неизбежность российско-украинского конфликта была ясна ещё в девяностые. Слишком плотно была интегрирована Украина в ткань нашего государства, слишком важное во всех смыслах стратегическое положение она занимает. Перечислять можно долго. Нашему основному внешнему врагу – гегемонистскому империалистическому режиму в США всё это, разумеется, было столь же очевидно. Поясню: когда я говорю о внешнем враге, я имею в виду не столько врага наших элит, сколько врага прогресса и свободы в целом – а сущность режима США такова, что Россия практически при любом собственном режиме будет представлять с его точки зрения либо угрозу, либо желанный трофей. Напомню, что разыгрывать «украинскую карту» США пытались ещё в послевоенное время, занимаясь подготовкой и попытками заброса на территорию СССР диверсантов из числа членов террористической и нацистской организации ОУН-УПА.
Непосредственные причины войны можно разделить на два множества: декларируемые и реальные. Эти множества могут частично пересекаться, но практически наверняка не совпадают полностью.
Защита людей Донбасса? Эти люди нуждались в защите начиная с 2014 года. Я ни на грош не верю в то, что решения, подобные рассматриваемому, принимаются буржуазным государством под влиянием гуманитарных соображений. Это почти так же глупо, как завывания идиотов о «сумасшедшем кремлёвском деде». Тем не менее, Донбасс действительно нуждался в защите и так или иначе получил её – но по причинам отнюдь не морального характера.
Полагаю, что военные действия для элит России есть жест отчаяния.
Напомню, что главной и основной целью указанных элит на протяжение большей части их существования была интеграция в международную (читай – западную) финансово-экономическую систему. Легализация собственных неправедно нажитых капиталов (ха, как будто капитал может быть праведно нажитым!) и признание их собственной делянки на правах младших партнёров. Достаточно солидной делянки в виде РФ и её непосредственного окружения.
Чаяния оказались тщетными и закончились известной мюнхенской речью Путина. Почему? Причина проста и очевидна: экономический кризис и природа капитала требуют расширения как рынков сбыта, так и дешёвой ресурсной базы. Российский капитал не нужен в качестве партнёра, путь даже младшего, и тем более – в качестве конкурента, хотя идеологически он куда ближе к условному «западу», чем к населению страны, из которой выкачивает свою прибыль. Напротив, территория, которую он занимает, крайне необходима для купирования системного кризиса капитализма – и один раз она уже купировала его симптомы, подвергшись разграблению после уничтожения Советского Союза. Вассалитет российского капитала не признали, потребовав безоговорочной капитуляции на условиях победителя. Это и есть основная причина противостояния России и США с их вассальными странами: вовсе не идеология, вовсе не мифический традиционализм и прочая чепуха. Идеология у правящих кругов идентична: это извлечение прибыли и сохранение власти капиталистов.
Не буду подробно останавливаться и на том, как Украину последовательно и тщательно готовили к роли антироссийского бастиона. Если вы полагаете, что на всё «воля вольная и свободный демократический выбор» - вы идиот, а тратить время и силы на идиотов я не люблю. Важны последствия этого факта – экономические и военные – и вот они как раз таковы, что представляют смертельную угрозу как для России в целом, так и для её непривлекательных элит. Полагаю, что непосредственная причина начала боевых действий состоит в том, что освоение украинской территории странами НАТО перешло в критическую фазу – вплоть до размещения военных баз и постоянных воинских контингентов, вкупе с масштабными поставками оружия и подготовкой к наступательной операции на Донбассе. Эти действия, как часть последовательной стратегии изоляции и удушения России, привели бы в итоге к утрате Россией своего конвенционального военного потенциала, как решающего фактора на западных границах, и продолжению ударов не только по её (довольно скромному) влиянию в ближнем зарубежье, но и непосредственно по её территории. Информационно-психологическое влияние Украины на Россию таково, что окончательное и полное поражение в этом противостоянии вызовет внутренний кризис, кризис самосознания, даже без учёта прямых информационно-психологических операций, проводимых с сопредельной территории.
Важно понимать: обороняться на российско-украинской границе РФ не может ни в одном из аспектов противостояния – ни в военном, ни в экономическом, ни в информационном. В том числе и поэтому противник в лице США прилагает столько усилий на этом фронте – и прилагает весьма успешно. Полная утрата Украины равносильна стратегическому поражению, оправиться от которого уже невозможно. Культивация украинского нацизма и накачивание оружием – лишь следствие этого факта, способ борьбы, но не причина её.
Вот и всё. Это – единственное объяснение проведения нежеланной для трусливых и компрадорских правящих кругов РФ военной операции. Они поставлены на грань выживания, а вместе с ними, увы – и мы, и поражение наших внутренних негодяев на внешнем фронте будет означать и поражение для нас с вами – не потому, что у нас общие интересы, а потому что всей своей политикой они завели нас в этот тупик. И выражая своё крайнее отвращение к нашим элитам, я, тем не менее, хочу и должен желать победы нашей армии, потому что она действительно сражается с врагом – врагом, которого могло и не быть, если бы руководство страны действительно преследовало интересы народа на протяжение предыдущих десятилетий и не пыталось раз за разом капитулировать во имя своего кармана, остановившись только на последнем рубеже.