Не могу согласиться со Стругацкими (или их персонажем: не знаю, является ли его мнение отражением мнения авторов), которые в "Обитаемом острове" устами Вепря утверждают, что:

Цитата:
Это была большая ошибка – уничтожать старые кадры: они бы научили вас относиться к своим обязанностям спокойно. Вы слишком эмоциональны. Вы слишком ненавидите. А вашу работу нужно делать по возможности сухо, казенно – за деньги. Это производит на подследственного огромное впечатление. Ужасно, когда тебя пытает не враг, а чиновник. Вот посмотрите на мою левую руку. Мне ее отпилили в доброй довоенной охранке, в три приема, и каждый акт сопровождался обширной перепиской… Палачи выполняли тяжелую, неблагодарную работу, им было скучно, они пилили мою руку и ругали нищенские оклады. И мне было страшно. Только очень большим усилием воли я удержался тогда от болтовни.

Равнодушная жестокость - это жестокость системы. Машины, которая делает своё дело бессознательно, просто потому, что она таким образом спроектирована или запрограммирована. Это можно понять.
Куда хуже, когда жестокость сознательна. Когда садист получает отвратительное удовольствие от того, что превращает жертву в живой кусок мяса. Понять это, обладая здоровой психикой, невозможно.
Заставить людей, существующих в рамках единой системы, совершать злодеяния, можно довольно легко. Откажутся немногие. Людям привычно, а зачастую - приятно быть частью целого, частью правильного, мы социальные животные и ощущение принадлежности к стае искупает для нас некоторые моральные неудобства.
Когда человек идёт на зверство самостоятельно - имеет место совсем иная степень переступания через себя. Фактически, если в первом случае психика ломается, бежит внутрь себя или встраивается в некую структуру более высокого порядка, сбрасывая на неё всю ответственность, то во втором - происходит своего рода развоплощение человека, уничтожение без возможности восстановления, даже гипотетической. Пути назад нет.
Лично я испытываю куда более сильные страх и ненависть, когда узнаю о проявлениях жестокости второго типа. О сознательном, с удовольствием, издевательстве над себе подобным.
Машину сложно по-настоящему бояться и ненавидеть - мы плохо приспособлены к таким чувствам. Можно, разумеется, можно - но обезличенные чувства будут менее яркими. Куда проще увидеть зло в глазах конкретного человека.

И - немного парадоксальный вывод - это не всегда хорошо. Уничтожение еретиков, получающих удовольствие от чужой боли, безусловно, является благом. Вот только решение сколько бы то ни было серьёзных задач всё равно носит комплексный и системный подход. Занимаясь прополкой грядок от сорняков, нельзя забывать об экосистеме в целом - иначе сорняки станут наименьшей из проблем.