Страх.
Страх, страх, страх, страх, страх.
Я набирал это слово вручную, не копируя. Не знаю, зачем я сообщаю эту бессмысленную информацию.
Можно сказать, что у всех людей есть только один страх. Страх смерти. Некоторые не признают его наличия, но они лгут. В большинстве. Те, кто не лгут - просто идиоты.
Все прочие страхи есть производные от этого - базового. Они - его подсистемы, грани, аспекты.
Например, страх пред хищником. Он живёт в наших генах, он породил множество легенд об упырях, оборотнях, демонах. Мы боимся того, кого миллионы лет боялись наши предки - большого, сильного, крадущегося, с когтями и длинными зубами. Но на самом деле мы всё равно боимся смерти. Пока у нас не было умного мозга, способного осознать конечность бытия, мы боялись основного обличия смерти. Теперь мы умеем срывать с неё маски и смотреть прямо в ничто, находящееся под ними - но привычка бояться зубастой твари всё ещё живёт в нашей биологии
Мы боимся потерь. Потеря - это тоже маленькая смерть. Или даже не маленькая. Но любая потеря имеет смысл только на конечном отрезке времени. Если график жизни стремится к бесконечности, каждая утрата теряет свою уникальность. Бессмертный может повторить всё - даже воскресить тени из своей памяти, дав им плоть. Смертный не успеет. Смертный боится терять, ведь у него нет времени повторить.
Люди рождаются несвободными и умирают несвободными. Потому что умирают. Некоторые - сильные - могут принять свой страх. Другие - куда более сильные - могут бросить ему вызов. Слабые бегут от него в объятия религий и мирской суеты.
Но мы всё ещё не сдались, не правда ли?