Занимательна эволюция зла в фэнтези: от зла персонифицированного и централизованного, воплощённого в Главном Враге, акцент так или иначе смещается на зло системное, происходящее либо из самой природы человека и общества, либо из некого распределённого злого явления - страны, цивилизации, потустороннего мира.
Персонифицированное зло примитивно и лубочно, его мотивы, по современным меркам, обычно смешны, а одолеть его можно, одолев носителя. Убил Чёрного Властелина - и сразу наступило Добро.
Развитием этой идеи является идея Злого Народа (страны, цивилизации). Здесь уже присутствует определённый разброс: они злые, потому что злые - или они злые, потому что иные? В первом случае мы недалеко уходим от стандартной штамповки (которой, к слову, до сих пор пробавляется Голливуд), во втором - можем получить кое-что интересное, если сумеем достоверно описать инаковость наших антагонистов.
Победа достигается либо сокрушением врага, как и прежде, либо отсрочкой угрозы, либо - в редких случаях - достижением взаимопонимания.
Наконец, идея о порочности самого человеческого общества стала логичным завершением эволюции фэнтезийного зла: оно не снаружи, а внутри, а значит - непобедимо. Dark Fantasy празднует свой расцвет.
Те писатели, что поумнее и поталантливей, данные вещи прекрасно понимают и умеют на них играть, в том числе, совмещая в рамках одного произведения. Те, что похуже - просто выбирают зло себе по уму и желанию.
Мнится мне, что следующий качественный скачок должен быть обусловлен рецептом победы уже над внутренним злом - поскольку перетирание чОрных реалий рано или поздно зайдёт в тупик циклического повторения одного и того же на разные лады. Фэнтези, в массе своей, пока сторонится темы кардинальных социальных преобразований - а зря.
Эволюция сказочного зла
eiskaltburg
| суббота, 06 июня 2015