Я различаю два типа зла. Одно - персонифицированное, сознательное злоделание, совершаемое людьми. Оно может быть сколь угодно огромным, но, подобно всему, совершаемому людьми - понятно, воспринимаемо, и, как ни пафосно это звучит - сокрушимо. Человеческое зло, как таковое, не может быть абсолютным.
Другой тип зла всеобъятен. Он заложен в природе вещей. В физических законах, на базисе которых покоится наша вселенная. Такое зло - смерть, конечность, необратимость, конфликт разума со стенами его тюрьмы - непреодолимо. Часть за частью, кусок за куском, цивилизация способна выгрызть у этого врага немного трофеев Но лишь немного и медленно, очень медленно.
И вот я, материалист до мозга костей, ненавидящий религию прагматик, мечтаю о том, чтобы люди сумели однажды стать богами, уничтожив физические законы и заменив их чем-то другим. Пожалуй, это самая стойкая, ярковыраженная и безумная моя мечта. Мечта о мире, где нет ничего принципиально невозможного. Неважно, тысяча или миллион лет потребуются - лишь бы можно было знать, что достигнуть любой цели - реально.
Что ж, в каком-то смысле это мессианство, только обращённое не вовне, к выдуманным сущностям, а к самому человеку и потенциалу его разума. Если уж молиться - то кому, как не единственному известному разуму?