Размышляя о гипотетической божественности человека я вынужден признавать, что достижение этой цели при сохранении органического тела представляется маловероятным. Нынешний способ нашего существования плохо приспособлен к сохранению отдельной личности не только на протяжении вечности, но даже в пределах таких смешных отрезков времени, как несколько миллионов лет. Человеческий организм крайне несовершенен, уязвим и ограничен. Как бы ни хотелось мне сохранить нынешнюю форму нашего вида, совершенно очевидно: даже первый шаг в бессмертие, предотвращение старения органического тела, повлечёт за собой проблемы, решить которые возможно только техническими средствами. Главная из этих проблем - ограниченный объём человеческой памяти и, в общем случае, ограниченная функциональность головного мозга. "Проектная документация" наших тел, написанная за миллионы лет эволюции, не предусматривала возможность вечной или хотя бы чересчур длительной жизни. Любой бессмертный организм будет вынужден обрасти внешними модулями памяти, каждый из которых также имеет ограниченный объём, и чем более долгая жизнь предстоит человеку, тем более громоздкая и сложная вычислительная система будет поддерживать его мыслительный процесс. Не похоже на бога, не правда ли? А ведь есть ещё физические ограничения, из-за которых эволюционировавший во вполне определённых условиях мозг плохо приспособлен к познанию вселенной: он тоже создавался не с этой целью. Мы умные, очень умные приматы, но и у нас есть свой предел, который придётся преодолевать, расширяя собственные возможности.
Тем не менее, я сомневаюсь, что прямой перенос нашего разума на неорганические носители возможен. Человек - это его тело. Даже выделив из тела накопленную внутри головного мозга информацию, мы не получим живую личность, поскольку личность существует лишь тогда, когда эта информация обрабатывается всем комплексом систем своего органического носителя. Иначе говоря, тело и есть личность. В этом отличие человека от современных вычислительных машин, которые выполняют программное обеспечение, но не составляют с ним одно целое. Возможно, второй ступенью бессмертия станет создание неорганических тел, имитирующих (или эмулирующих - кому что ближе) работу тел органических. Но - уже на более высоком и совершенном уровне. Именно эта ступень, в случае успеха, станет базовой для этапа накопления возможностей астроинженерного уровня - с последующим переходом к влиянию непосредственно на законы существования вселенной. Прибегнув ещё раз к компьютерной терминологии - к возможностям низкоуровневого программирования основ нашего бытия. Каким будет носитель нашего разума на этом этапе, я представить уже не могу. Хочу лишь верить, что такой путь позволит сохранить "родовые черты" человека, сделав его неизмеримо совершеннее, но не превратив во что-то абсолютно чуждое нам теперешним.