Кажется, я понимаю. Всё дело в противоречии между субъективно высокой и объективно низкой стоимостью одной и той же человеческой личности. Глобальное изменение любой системы предполагает такие воздействия, которые, применительно к человеческому обществу, вызовут гибель множества людей. Не от чьей-то ненависти и злого умысла даже, а просто по факту. Когда мы имеем дело с системой, мы рассматриваем её как целое, и лишь функциональность целого для нас важна: что при этом происходит с отдельными элементами, никого не волнует. Этот подход прекрасно реализуется в технике, но начинает буксовать, когда мы пытаемся перенести его на человечество. Каждый элемент здесь обладает самосознанием и какой-никакой, но индивидуальностью, и эта индивидуальность вовсе не желает быть списанной в утиль во имя высших интересов. Более того, она даже не признаёт наличия таких интересов. Господство этой идеологии, примат личности над общностью, мешает любым кардинальным преобразованиям. Массы людей, руководствуясь инстинктом самосохранения, предпочитают сохранять неудовлетворительный статус-кво, нежели рисковать головой в попытке перехода на новый уровень. "Мягкие" же, манипулятивные технологии, позволяют пока ставить лишь задачи тактического плана.
С одной стороны, такая ситуация представляется негативной: ценность большинства личностей действительно близка к нолю. Основная часть населения занята лишь поддержанием собственного существования, не привнося в жизнь никакого нового качества, но препятствуя кардинальным преобразованиям и потребляя ценные ресурсы.
С другой стороны, мы не можем не признать, что личность и есть высшая цель нашего движения в будущее, ибо само хирургическое вмешательство в ткань цивилизации имеет задачей генерацию праведных личностей, общество которых не будет страдать от рассматриваемой дилеммы.
Выходом, как всегда, является синтез подходов: повышение объективной значимости массы отдельных личностей с параллельным уничтожением противостоящих такому решению. Вопрос лишь в том, будет ли этот подход реализован эволюционным путём (что предпочтительно, но неочевидно), либо революционным. Иными словами, можно надеяться, что цивилизация снова вскарабкается на ступеньку выше, как она делала уже не раз - и тогда потери в процессе будут относительно невелики, либо же очередная ступенька окажется непреодолима в разумные сроки и тогда возникнет настоятельная необходимость сознательного толчка - массовый геноцид прилагается.
Одно можно сказать точно: оба пути будут означать отказ от гипертрофированной концентрации на интересах и правах каждого конкретного человека в пользу интересов целого человечества - более или менее травматический. И тем более травматический, чем дольше люди будут цепляться за своё раздутое эго.