Однажды я (далеко не первым) заметил некоторую закономерность в восприятии художественных произведений, в первую очередь книг, фильмов, аниме - мужчинами и женщинами. Разумеется, это не означает, что все женщины и мужчины оценивают данные произведения по шаблону, который я приведу ниже, о нет - ни о каком абсолюте в данном случае речь не идёт. И тем не менее, довольно часто я наблюдаю следующее.
Мужчина (и я в том числе) в первую очередь оценивает самодостаточность, проработанность, правдоподобность и ценность мира художественного произведения, его сюжетную составляющую. Иными словами, если героев произведения заменить на каких-то других героев, оно не должно потерять своей ценности. Разумеется, сие также не означает, что герои не важны или могут быть шаблонны - но они всё же вторичны по отношению к идее, которая важна сама по себе. Характерные примеры - Вернор Виндж и Дэвид Брин: созданные ими миры поражают, запоминаются, и не очень-то важно, кто именно в них действует.
Иное восприятие характерно для женщин: на первом месте у них именно персонажи, со всеми своими особенностями, чувствами и переживаниями. Сюжет может хромать на обе ноги, но если герои при этом яркие, интересные, живые, а отношения между ними многообразны - на сюжет не обратят почти никакого внимания. Что, кстати, хорошо заметно по восторженным отзывам - там чаще пишут не о сюжетных линиях и масштабе замысла, а о том, какой милашка тот или иной персонаж, и как чудны отношения между тем упырём и этим эльфиком (о да, вспомните набившие оскомину Dragon Age и Mass Effect и основную причину их популярности у женской аудитории ).