Вера и верность!
Все, оживившись после экранизации "Хоббита", пишут на толкиеновские темы. Тоже хочу написать! Правда я, в отличие от многих, не претендую на "понимание истинного замысла", а опишу только своё личное понимание.
Итак, сюжет всей толкиеновской эпопеи, от "Сильмариллиона" до "Властелина колец", в моём представлении - это война богов. Она начинается с восстания Мелькора, а заканчивается поражением Саурона и окончательным уходом высших сил из Эндорэ, Эпохой смертных. Соответственно, и главные персонажи здесь - это старшие и младшие боги, сиречь Вала и Майя. Все остальные - фон, топливо и трофей для великой распри.
Что же такое толкиеновские боги, в чём их основная отличительная особенность? Разумеется, в том, что существа эти изначально имеют небиологическую и нематериальную природу. Они порой носят свои одежды-тела, они порой умудряются заводить детей от Детей Эру, но это лишь попытка приблизиться, понять по-настоящему живой мир. Здесь стоит упомянуть о второй определяющей особенности этих созданий - контроле. Контроль - их естественная способность и естественная потребность, они своей музыкой и "руками" сначала проектировали, а затем и строили мир. Арда для них - не только и не столько самоподдерживающаяся и развивающаяся система, сколько творение, принципиально неспособное превзойти изначальное качество. Это стремление к контролю окружающей среды распространяется на все её элементы - в том числе живые и разумные. Мелькор пытается контролировать всю Арду, прочие валар не отстают, но, как сторонники "добра", действуют всё же мягче мятежника - хоть и ненамного. С момента пробуждения эльдар обе стороны пытаются взять под контроль и их. Мелькор - при помощи запугивания и переделки в орков, валар - организуя грандиозный проект переселения, занявший, в итоге, три эпохи и сопровождавшийся трагедиями и откатами назад. Валар, в итоге, и добиваются своего - однако очень, очень небыстро.
Кроме того, имея превосходство в абсолютной силе и определённые ограничения, накладываемые статусом "лоялистов", они могут позволить себе более тонкие методы, и, соответственно, чуть лучше понять биологические создания. Мелькор не может позволить себе того же самого и подчиняет живые существа гораздо более простой пропагандой и грубой силой. По итогам противостояния, анализируя ошибки свои и противника, валар приходят к выводу, что прямой контроль над живыми приводит к негативным последствиям. Мелькор смог качественно управлять искажёнными эльфами, только низведя их до полузвериного состояния. У самих валар под самым носом случился нолдорский мятеж, на который они отреагировали совершенно беспомощно - применять грубую силу было нехорошо, а что можно сделать ещё, они просто не представляли. Итого, окончательно уверившись в неэффективности прямого контроля, чему помог неприятный инцидент с Нуменором (где Саурон оказался искуснее, манипулируя смертными на более тонком уровне), валар отказываются от прямого вмешательства и разрабатывают доктрину непрямых воздействий. В Средиземье отправляются их агенты, облачённые в человеческие тела и максимально урезанные в силах. Для чего? Об этом говорится прямым текстом: чтобы лучше понимать смертных. Из этих пятерых поставленную задачу выполнил лишь один - Гэндальф, что говорит о немалой её сложности для майяр.
Тем временем, пока Запад совершенствовал свои методы, с Сауроном творилась ровно противоположная история. Первоначально достаточно хорошо проникший в суть Детей Эру, проживший в Средиземье тысячи лет, он последовательно пережил два развоплощения, угробивших его совершенное средство связи с живым миром - отлаженное физическое тело, и фактически остался калекой. Саурона выбросили из объективной реальности назад, в мир духов, его вынужденная корявая оболочка не могла уже обеспечить нормального восприятия происходящих событий. Лишённый привычного тела, он вновь стал мыслить как майяр, существо нематериальной природы. Однако и тут видно определённое сходство: Валар очеловечили своих агентов - Саурон, напротив, попытался притянуть помощников-назгулов ближе к своему уровню и также сделать их посредниками между своим мировосприятием и миром живых. Задача, ожидаемо, оказалась не по плечу и назгулы стали лишь маленькими Саурончиками - командовать армиями они ещё хоть как-то могли, но возможность полноценно понимать живых - утратили. Этим и объясняется феноменальная неспособность Саурона адекватно реагировать на действия противников и планировать ведение войны - он просто не воспринимал реальность так, как её воспринимаем мы. Изувеченный дух его оказался пленником искажённой картины мира, какой она видится небиологическому и нематериальному в основе своей существу. Такой разум или не может вовсе, или с большим трудом воспринимает явления и концепции, присущие миру материальному и живому. Фактически, Саурон вслепую играл в шахматы со зрячим противником, и хотя имел изначально больше фигур - закономерно проиграл партию.
Итого - валар спустя три эпохи достигли таки своей цели, поставив принадлежащих Арде эльфов под свой окончательный контроль и оставили более сложных созданий - людей - их собственной судьбе. Мир абсолютного контроля, Валинор, завершил своё отделение от мира Смертных, окончательно изъяв из него все свои элементы - эльдар, магию и майяр.
Итак, сюжет всей толкиеновской эпопеи, от "Сильмариллиона" до "Властелина колец", в моём представлении - это война богов. Она начинается с восстания Мелькора, а заканчивается поражением Саурона и окончательным уходом высших сил из Эндорэ, Эпохой смертных. Соответственно, и главные персонажи здесь - это старшие и младшие боги, сиречь Вала и Майя. Все остальные - фон, топливо и трофей для великой распри.
Что же такое толкиеновские боги, в чём их основная отличительная особенность? Разумеется, в том, что существа эти изначально имеют небиологическую и нематериальную природу. Они порой носят свои одежды-тела, они порой умудряются заводить детей от Детей Эру, но это лишь попытка приблизиться, понять по-настоящему живой мир. Здесь стоит упомянуть о второй определяющей особенности этих созданий - контроле. Контроль - их естественная способность и естественная потребность, они своей музыкой и "руками" сначала проектировали, а затем и строили мир. Арда для них - не только и не столько самоподдерживающаяся и развивающаяся система, сколько творение, принципиально неспособное превзойти изначальное качество. Это стремление к контролю окружающей среды распространяется на все её элементы - в том числе живые и разумные. Мелькор пытается контролировать всю Арду, прочие валар не отстают, но, как сторонники "добра", действуют всё же мягче мятежника - хоть и ненамного. С момента пробуждения эльдар обе стороны пытаются взять под контроль и их. Мелькор - при помощи запугивания и переделки в орков, валар - организуя грандиозный проект переселения, занявший, в итоге, три эпохи и сопровождавшийся трагедиями и откатами назад. Валар, в итоге, и добиваются своего - однако очень, очень небыстро.
Кроме того, имея превосходство в абсолютной силе и определённые ограничения, накладываемые статусом "лоялистов", они могут позволить себе более тонкие методы, и, соответственно, чуть лучше понять биологические создания. Мелькор не может позволить себе того же самого и подчиняет живые существа гораздо более простой пропагандой и грубой силой. По итогам противостояния, анализируя ошибки свои и противника, валар приходят к выводу, что прямой контроль над живыми приводит к негативным последствиям. Мелькор смог качественно управлять искажёнными эльфами, только низведя их до полузвериного состояния. У самих валар под самым носом случился нолдорский мятеж, на который они отреагировали совершенно беспомощно - применять грубую силу было нехорошо, а что можно сделать ещё, они просто не представляли. Итого, окончательно уверившись в неэффективности прямого контроля, чему помог неприятный инцидент с Нуменором (где Саурон оказался искуснее, манипулируя смертными на более тонком уровне), валар отказываются от прямого вмешательства и разрабатывают доктрину непрямых воздействий. В Средиземье отправляются их агенты, облачённые в человеческие тела и максимально урезанные в силах. Для чего? Об этом говорится прямым текстом: чтобы лучше понимать смертных. Из этих пятерых поставленную задачу выполнил лишь один - Гэндальф, что говорит о немалой её сложности для майяр.
Тем временем, пока Запад совершенствовал свои методы, с Сауроном творилась ровно противоположная история. Первоначально достаточно хорошо проникший в суть Детей Эру, проживший в Средиземье тысячи лет, он последовательно пережил два развоплощения, угробивших его совершенное средство связи с живым миром - отлаженное физическое тело, и фактически остался калекой. Саурона выбросили из объективной реальности назад, в мир духов, его вынужденная корявая оболочка не могла уже обеспечить нормального восприятия происходящих событий. Лишённый привычного тела, он вновь стал мыслить как майяр, существо нематериальной природы. Однако и тут видно определённое сходство: Валар очеловечили своих агентов - Саурон, напротив, попытался притянуть помощников-назгулов ближе к своему уровню и также сделать их посредниками между своим мировосприятием и миром живых. Задача, ожидаемо, оказалась не по плечу и назгулы стали лишь маленькими Саурончиками - командовать армиями они ещё хоть как-то могли, но возможность полноценно понимать живых - утратили. Этим и объясняется феноменальная неспособность Саурона адекватно реагировать на действия противников и планировать ведение войны - он просто не воспринимал реальность так, как её воспринимаем мы. Изувеченный дух его оказался пленником искажённой картины мира, какой она видится небиологическому и нематериальному в основе своей существу. Такой разум или не может вовсе, или с большим трудом воспринимает явления и концепции, присущие миру материальному и живому. Фактически, Саурон вслепую играл в шахматы со зрячим противником, и хотя имел изначально больше фигур - закономерно проиграл партию.
Итого - валар спустя три эпохи достигли таки своей цели, поставив принадлежащих Арде эльфов под свой окончательный контроль и оставили более сложных созданий - людей - их собственной судьбе. Мир абсолютного контроля, Валинор, завершил своё отделение от мира Смертных, окончательно изъяв из него все свои элементы - эльдар, магию и майяр.
Сделаю перепост, с позволения автора.
Классный анализ)
Я правда не очень в теме, так что не могу проверить. Но просто прочитать было очень интересно!
Да, после премьеры "Хоббита" на анализ Толкиена возросла мода, находила достаточно работ, как раз приуроченных: в принципе, годных, но оставляющих впечатление приуроченности.
например. когда в последний раз Энты участвовали в боевых действиях? правильно, много тысяч лет назад в первой эпохе причем участвовали в оборонительной операции по выносу гнумов напавших на ельфов..с тех пор от них не было ни слуху ни духу..
если бы ты был на месте саурона каким образом ты мог бы просчитать что вдруг внезапно Энты вылезут и разнесут Изенгард? тут не саурон тупой тут рояль уж очень нетривиальный..
а если бы энты не разнесли изенгард то роханская армия еще хрен знает на сколько там бы застряла и не успела бы к пеленнорской битве...
Это уже внетекстовые факторы, соответственно, я их не рассматриваю..
А причём тут Изенгард?.. Изенгардом правил Саруман, а не Саурон. Кроме того, поджигая и растаскивая на дрова чужой дом, можно и принять в расчёт, что хозяева возмутятся. Особенно если хозяева - ходячие деревяшки, в несколько раз мощнее троллей.
Всё планирование боевых действий Сауроном - отправить орду на Минас-Тирит, ещё одну орду - на север, ещё одну - в леса к эльфам, Лориэн и Лихолесье, часть сил атакует Южный Гондор. Тычок растопыренными пальцами. При этом оказать какую-то помощь друг другу могли только группировки на Дол-Амротском и Минас-Тиритском направлениях. Фланги армии на Пеленнорских полях не обеспечены. Закономерный итог - стратегическое окружение и разгром.
Если бы я планировал эту войну, то, прочно удерживая Итилиен и андуинские переправы, начал бы наступление на Гондор с юга. И только взяв Дол-Амрот и Пеларгир, приступал бы к осаде Минас-Тирита. Оставив в покое Север, который никак не влиял на исход войны, и ограничившись блокадой против эльфов. В этом случае даже внезапное появление роханской кавалерии (хотя учитывать такую вероятность было всё-таки можно) на исход битвы не повлияло бы.
Единственный совершенно непредсказуемый фактор - мертвецы Арагорна. Впрочем, если бы не спешка из-за осады, он мог и не полезть в ту тёмную щель, но тут уж наверняка не скажешь.