Вера и верность!
Прошёл на Яндексе тест ЕГЭ по обществоведению. Иначе, как скрытой идеологической диверсией, это назвать нельзя. Вопросы, которые по меньшей мере являются спорными и подлежащими обсуждению, включаются в тест и требуют жёсткого выбора из предложенных вариантов.

Примеры:

Цитата:
Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?
А. Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности.
Б. Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, так как любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо.
Правильный ответ:
3) верны оба суждения

Вопрос: с какой стати к исследованию человеческой психики и интеллектуальных ресурсов необходимо подходить ОСОБО ответственно? Почему не к генетике или ядерной физике? И почему ЛЮБОЕ воздействие на эти процессы (то есть на процесс исследования) обязательно непредсказуемо?

Цитата:
В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?
Правильный ответ:
3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.

Вопрос: с какой стати равные условия для предприятий различных форм собственности относятся к непременным атрибутам демократического государства?

Цитата:
Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии социальной сферы?
А. В условиях информатизации и компьютеризации, усиления роли высоких технологий в социальной сфере возрастает численность работников наукоемких производств и сферы услуг.
Б. Ведущую роль в социальной сфере передовых стран мира играет многочисленный и влиятельный средний класс, включающий экономически независимых от государства людей.
Правильный ответ:
3) верны оба суждения

Вопрос: где определение передовых стран мира с точки зрения автора вопроса? Почему автор вопроса уверен, что так называемый средний класс экономически независим от государства и не идиот ли он (автор)?

Цитата:
Интенсивный путь экономического роста характеризует:
Правильный ответ:
2) Рост предпринимательских способностей в обществе.

Вопрос: почему в тесте навязывается лишь одна экономическая модель, как характерная для интенсивного пути экономического роста?

Цитата:
Верны ли следующие суждения?
А. Одной из особенностей искусства является компенсаторность.
Б. Эстетическую ценность произведений искусства могут определить только специалисты и культурно подготовленная публика.
Правильный ответ:
3) верны оба суждения

Вопрос: на основании чего автор вопроса делает вывод, что эстетическую ценность может определить только некая "культурно подготовленная публика", определения которой он не даёт? Не считает ли автор, что давать такой ответ на поставленный вопрос по меньшей мере некорректно?

Цитата:
Какое из перечисленных действий противоречит демократическим принципам избирательного права?
Правильный ответ:
4) открытое голосование

Вопрос: почему? Почему открытое голосование противоречит демократическим принципам избирательного права? Каким образом оно им противоречит?

@музыка: Жуткие звуки

@темы: Общество, Вопросы, Наблюдения

Комментарии
30.05.2012 в 15:19

Не всё говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!
Мне что-то слово "компенсаторность" в данном контексте подозрительно. :) Какое искусство, такая и "подготовленная публика".
30.05.2012 в 16:18

It is better to die for the friendship than to live for the discord.
читать дальше


Не самый фиговый тест, два года назад хуже был.
30.05.2012 в 16:50

...for de runerne de lyster han å vinne.
У меня есть одно мнение, но оно матерное, так что сделаем вид, что у меня нет мнения на этот счет.
30.05.2012 в 16:58

Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
DragonGris,
шедеральность стихов Пушкина нигре из Гарлема, опять же, не понять
Я понимаю о чем вы, но пример неудачный: Пушкин гений в том числе потому, что писал не как Державины с Ломоносовыми какие-нибудь, а фактически создал письменный народный русский ). Уж кого-кого, а Пушкина - на фоне прочих - как раз простому народу было понять ))

А квадрат таки херня :yes:
30.05.2012 в 17:16

It is better to die for the friendship than to live for the discord.
Пушкин гений в том числе потому, что писал не как Державины с Ломоносовыми какие-нибудь, а фактически создал письменный народный русский
Да, не очень удачный, Пушкин гений еще и потому, что его каждый понимает, просто каждый по-своему.
30.05.2012 в 17:43

Вера и верность!
Цитата:
Слишком высок шанс, что некий Вася, увидев, что большинство голосует за кандидата А., проголосует так же, не желая выбиваться из коллектива.

Подобные рассуждения имеют отношение к психологии, но не к демократии.

Цитата:
В тесте определение давать не обязательно, это задача учебника, а не теста. Хотя я тут поискал, определения "культурно-подготовленной публики" не нашел)

А в учебнике оно есть? И даже если представим, что оно там содержится - оно не может быть однозначным. Кто-то, быть может, считает культурно подготовленной публикой ту, которая знает слова "постмодернизм" и "экспрессионизм" и понимает, что это не вторник. И при этом ответ на вопрос, обозначенный как правильный, всё равно будет ошибочным. А я, например, сочту таковой публику, существующую в одном культурном пространстве с художником. А индеец-араукан тоже сочтёт себя культурно подготовленным, но вот беда - в другой культуре. Слишком размыто, а школьнику говорят - вот так и не иначе.

Цитата:
Без остальных вариантов ответов - претензия пустая.

Неправильно. Ибо "рост предпринимательских способностей" отнюдь не означает интенсивного роста экономики. Он может его сопровождать, а может и не сопровождать.
Ещё одним вариантом был "рост инвестиций". И опять-таки - он может сопровождать интенсивный рост, а может - экстенсивный. Итого - чушь, а не вопрос.

Цитата:
За определением передовых стран - в учебники по обществознанию. Почему именно эти страны названы передовыми - вопрос к авторам учебников и министерству образования, которое их рекомендует.
Любой ИПшник-ларечник уже напрямую экономически от государства независим, потому что не государство ему зарплату платит. Не весь средний класс независим, но такие ИПшники в средний класс входят.

1. Определение "передовая страна" вообще недопустимо применять вне конкретного контекста - оно слишком субъективно. Промышленно-развитая страна - это понятно. "Передовая" - непонятно. В чём передовая? В робототехнике? По сумме нескольких отраслей и развития человеческого потенциала? Быть может, я считаю передовым государством КНР или Кубу?
2. Никто, существуя в законодательном, правовом и экономическом поле государства не может быть от этого государства независим. Никакой ЧП в том числе.

Цитата:
право на частную собственность как часть прав обязательных для демократического государства, рассматривал еще Перикл.

Но в вопросе написано не о праве на частную собственность, а о её неприкосновенности и равенстве различных форм собственности. Частная собственность не может быть священной, она является таким же предметом общественного договора, как и всё остальное. Что касается форм собственности в области производства - тут совсем плохо. Составитель теста, по-видимому, считает, что государственная плановая экономика и демократия несовместимы.

Цитата:
Потому что область человеческой психики и интеллектуальных ресурсов невозможно достоверно описать точными законами и составить полномерные требования к техники безопасности, в отличие от области ядерной физики или генетики. Ебнуть может так же, а почему - непонятно, и уберечься от этого труднее.

1. Во-первых, угроза несопоставима. При любом психологическом эксперименте (если его ставит не само государство, но это уже отдельный случай) максимальное число пострадавших будет измеряться десятками. В физике, микробиологии, генетике последствия могут быть куда серьёзнее.
2. Невозможность достоверного описания вытекает из скудости инструментария и недостаточной проработанности вопроса. Эта ситуация непрерывно улучшается.
30.05.2012 в 17:46

Вера и верность!
Гульдан Мульдан, а ты иносказательно.
30.05.2012 в 18:20

...for de runerne de lyster han å vinne.
Бледный, черт побери, да это же крах, разрази меня гром!
30.05.2012 в 18:20

It is better to die for the friendship than to live for the discord.
Бледный, убедил.
30.05.2012 в 18:22

Вера и верность!
Гульдан Мульдан, отлично сказал!
30.05.2012 в 18:24

...for de runerne de lyster han å vinne.
Бледный, если же отстраниться от мыслей о крахе, то я думаю, что сдавать тестированием можно точные науки, а гуманитарные дисциплины сдавать тестированием не следовало бы. Но, кажется, меня не послушали.
30.05.2012 в 18:25

Вера и верность!
Цитата:
я думаю, что сдавать тестированием можно точные науки, а гуманитарные дисциплины сдавать тестированием не следовало бы.

И это правильно.
30.05.2012 в 18:33

Счастье - это просто! ^__^
Бледный,
Но в вопросе написано не о праве на частную собственность, а о её неприкосновенности и равенстве различных форм собственности. Частная собственность не может быть священной, она является таким же предметом общественного договора
Этот общественный договор и называется - демократия.

на основании чего автор вопроса делает вывод, что эстетическую ценность может определить только некая "культурно подготовленная публика", определения которой он не даёт?
Как раз твой - общественный договор. Культурная публика - это те, кто "подписали" этот договор в сфере эстетики)

С остальным согласен.
30.05.2012 в 18:34

Счастье - это просто! ^__^
На счет открытости голосования - считаю, что оно должно быть открыто после подведения итогов выборов. Тогда противоречия, о которых писал выше DragonGris снимаются.
30.05.2012 в 18:51

Вера и верность!
Цитата:
Этот общественный договор и называется - демократия.

Это неважно. Важно, что вопрос о неотъемлемости частной собственности притянут сюда за уши. Частная собственность может активно перераспределяться и отчуждаться на основании законов и норм, а общество при этом - оставаться демократическим.

Цитата:
Как раз твой - общественный договор.

Кто - как раз мой?
31.05.2012 в 09:47

Счастье - это просто! ^__^
Бледный,
Важно, что вопрос о неотъемлемости частной собственности
Там говорилось о равенстве условий для предприятий разных форм собственности.

И далее на счет неприкосновенности частной собственности - это короткое слово, выражающее доминирующее (количественно) свойство. Это не абсолют.
Для сравнения почитай вот это:
ru.wikipedia.org/wiki/Неприкосновенность
"для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности"

И вот это:
ru.wikipedia.org/wiki/Неприкосновенность_частно...
Очевидно, что это не полная неприкосновенность, не абсолютная, что не только государство, но и вообще другие люди имеют отношение к твоей жизни.

Кто - как раз мой?
Эстетическая ценность - это пример общественного договора, о котором ты говорил выше.
31.05.2012 в 11:16

Вера и верность!
Цитата:
Там говорилось о равенстве условий для предприятий разных форм собственности.

В том числе. И что? Об этом я тоже написал, к демократии оно отношения не имеет.

Цитата:
Эстетическая ценность - это пример общественного договора, о котором ты говорил выше.

Допустим, хотя это сложный вопрос и я не уверен. Какой следует вывод?
31.05.2012 в 11:35

Счастье - это просто! ^__^
Какой следует вывод?
Вывод в том, что не всю люди хотят разбираться и разбираются во всех договорах, а также не все их подписывают.
Культурность нужна для оценки эстетической значимости потому, что "некультурные" не подписали договор, т.к. он их просто не интересует, либо их оказалось меньше, чем "культурных".

к демократии оно отношения не имеет.
Хорошо, видов демократии слишком много.
en.wikipedia.org/wiki/List_of_types_of_democrac...

Поэтому тут имеется в виду en.wikipedia.org/wiki/Liberal_democracy
Хотя она не сильно отличается от en.wikipedia.org/wiki/Social_democracy

Но если ты фанат отсутствия личных свобод, то есть вид демократии и для тебя =)
en.wikipedia.org/wiki/Totalitarian_democracy
31.05.2012 в 11:40

Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
Aks1,
Эстетическая ценность - это пример общественного договора
?! О_о. А как в нём участвуют котята, например?
31.05.2012 в 18:30

Вера и верность!
Aks1, одна беда: я сильно подозреваю, что школьников учат какой-то одной условной "демократии" с довольно-таки спорными чертами.
06.06.2012 в 05:01

Счастье - это просто! ^__^
Бледный,
Это не проблема демократии, а проблема российских школ, но также и школ вообще или даже образования вообще.
По физике или математике у нас подобные же проблемы.